04.10.2016
11694784_10154164723198677_3703147779158191218_n

Массовое переселение кавказцев, в том числе и осетин, исповедующих ислам, в единоверную Турцию, известное как мухаджирство, являлось одним из результатов царской политики в отношении горских народов.

Мухаджирство (от арабского «мухаджарат» – «переселение») – процесс переселения после окончания Кавказской войны (1864 г.) в Османскую империю и страны Ближнего Востока представителей народов Северного Кавказа, не смирившихся с поражением. Мухаджирами называли сподвижников пророка Мухаммада, ушедших с ним из Мекки в Медину в 622 г.

Переселение осетин в Турцию началось в середине XIX в. Оно происходило в три этапа.

Первое незначительное переселение произошло в 1859 г. Тогда, главным образом, переселились некоторые привилегированные фамилии со своими крепостными-рабами. Главой этой партии мухаджиров осетин был дигорский баделят Алимурза Абисалов. С ним выехали Абисаловы, Тугановы, Кубатиевы, Кануковы, Кусовы, Козыревы.

Вторую волну эмиграции (1860-1861 гг.) возглавил куртатинский таубий Ахмет Цаликов. Тогда выехало 300 – 350 семей осетин, 90 из которых через некоторое время вернулось обратно. Выехали Цаликовы, Дударовы, Кануковы и др.

Третье самое крупное переселение осетин и других горцев состоялось в 1865 году. Под началом тагаурского алдара генерал-майора русской армии Муссы Кундухова в Турцию выселилось около 5 тысяч семей. Выехали Алдатовы, Есеновы, Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Тхостовы, Дударовы и др.

По некоторым данным, к началу XX века в 5 вилайетах (административная единица в Турции) насчитывалось до 15 осетинских селений, в которых проживало до 3,5 тысяч человек. Прибывшие в страну и принявшие подданство Оттоманской империи, наделялись землей, освобождались от поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии и в течение 12 лет, если они поселены в Азии, освобождались от военной службы, или заменяли ее платой деньгами, румилийские – в течение 6 лет, а азиатские – в течение 12 лет.

В «Условиях, установленных имперским правительством касательно поселения в Турции семейств, прибывающих из других государств и желающих в ней водвориться, принимая подданство Оттоманской империи» было сказано:

  • Переселенцы не подвергаются никакому ограничению в исполнении обрядов исповедуемой ими религии.
  • Для их водворения выбраны будут самые плодородные и здоровые земли.
  • Поселенцы изъяты от всякой поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии и в течение 12 лет, если они поселены в Азии.
  • Они освобождаются от военной службы, или заменяют ее платой деньгами, румилийские в течение 6 лет, а азиатские в течение 12 лет.
  • Всякое семейство, желающее отправиться в Турцию, должно иметь капитал на сумму около 337 руб. 50 коп. серебром.
  • Паспорта им будут выдаваться бесплатно всеми консулами оттоманскими. Необходимо за 2 месяца вперед уведомить имперское правительство для того, что бы оно имело бы время назначить в областях империи избранных для их водворения земли, удобные для раздачи поселенцам таким образом, что бы они по прибытии в Турцию не потеряли бы время и не подверглись лишениям.

Турецкий исследователь мухаджирства Рахми Туна называет несколько побудительных причин, которые привели к эмиграции горцев. В их ряду он ставит «внешний фактор». Автор описывает стратегические планы Османской империи по отношению к Кавказу. Ее целью являлось воссоединение с тюркскими странами Востока – «из Крыма пройти через Северный Кавказ в Астрахань и Казань, оттуда в Среднюю Азию, держать под контролем дорогу, по которой мусульмане совершают хадж, подчинить власти такой же важной как город Астрахань город на берегу Каспийского моря, охватить Иран с Северной стороны, чтобы успешно с ним бороться». Затем, преградить русским дорогу на Кавказ, заставить кавказские народы признать господство Османской империи, распространить здесь ислам.

О военно-политических целях Турции писал и Р.У. Туганов, исследовавший тему переселения черкесов Турцию. В своей работе он приводит воспоминания очевидцев тех событий, данные хроники периодической печати тех лет.

Россия, оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывала серьезные внутренние проблемы. Она стремилась избавиться от «неспокойной» части населения, которая могла бы помешать распространению на Северном Кавказе ее политического и экономического влияния. На освободившиеся земли предполагалось заселить жителей внутренних губерний страны, а также казаков, с целью создания здесь прочной опоры российской власти.

Кроме того, Турция нуждалась в храброй и отважной боевой силе, которую представляли кавказцы для усиления своих границ и создания противовеса немусульманскому населению в некоторых областях империи, расселяя мусульман между христианскими народами по принципу «полосного поселения». Кроме того, это могло положительно повлиять на внутреннюю безопасность государства, пополнение армии представителями воинственных кавказских народов, воспитанных в традициях мужества и преданности.

Другой причиной являлся религиозный фактор, т.к. «со временем Кавказ сделался ареной борьбы между исламом и христианством», а причина активности русских на Кавказе – их стремление его христианизировать. В этих условиях агитация и религиозная пропаганда, проводившаяся турецкими эмиссарами и поддерживаемая русскими агентами достигла своей цели. Призывы, типа «Вера уходит из нашей страны, чем жить рядом с неверными, лучше жить и умереть среди своих единоверцев», «нельзя жить в государстве неверных, с ними надо либо сражаться, либо уходить в мусульманские страны, «переселение – это судьба», «рай для мусульманина может быть либо в тени сабель, либо под сенью великого халифа всех правоверных» и др. сыграли свою роль и тысячи кавказцев покинули свою родину.

Дядя известного осетинского писателя и этнографа Инала Канукова, майор по армейской кавалерии, убеждая своего брата уехать в Турцию, приводил такие доводы: «что ты будешь делать здесь, когда один останешься среди русских?», «Что ты будешь делать, когда лучшие наши фамилии собираются в Стамбул, – а разве ты не из лучших?».

В отношении начальника Терской области от 25 января 1866 г. начальнику Кавказского Горского управления о задержании на Дарьяльской заставе турецко-подданных осетин, переселившихся в Турцию в 1860 году: Дзарахмета Цаликова, Гаце Цаликова, Гугу Карсанова, Кубади Албегова и кабардинца Схасова. При обыске у них были обнаружены 53 письма, из которых некоторые заключали в себе призыв к населению округов о переселении в Турцию.

Газета «Кавказ» за 1878 г. сообщала, что из Карской области, отошедшей к России по Сан-Стефановскому мирному договору, прибыла в Тифлис депутация осетин, представлявших переселенцев в Турцию 1860 года, в составе Касполата Туганова, Темир-Болата Канукова, Умара Абисалова и Магомета Хосонова, которые сообщали, что «осетины переселились в Турцию со своими рабами и крепостными, сохранив их в полной зависимости от себя».

Абисалов Омер
Абисалов Омер

Отток населения Северного Кавказа совпал с началом реформенных преобразований в России и прежде всего с отменой крепостного права. Горская знать покидала родину с той целью, чтобы сохранить своё право на крестьян. Причина эмиграции горских феодалов может быть в значительной мере объяснена особенностями уклада и общественных отношений, точнее, системой представлений о них, которые в период мухаджирства получили распространение, в основном, среди тех этнокультурных групп региона, где феодальные отношения были сравнительно высоко развиты.

Однако многие переселенцы, не приняв новых условий жизни, приняли решение вернуться на родину.

Из ушедших из Терской области в 1861 г. в Турцию 685 семейств в числе до 8 тысяч душ в 1861 г. возвратилось 403 семейства в числе до 3800 душ, а в 1862 г. – 36 семейств в числе до 350 душ.

Известный турецкий историк Иззет Айдемир, потомок адыгских мухаджиров, автор монографии «Переселение: история переселения северокавказцев», считает, что начиная с 1859 по 1864 гг. горцы Кавказа переселялись добровольно, а в последующие годы он называет изгнанием…

Объясняет это он теми мерами, которое царское правительство принимало, чтобы закрыть пути к возврату горцев на родную землю.

Царское правительство принимало меры к воспрепятствованию их возвращения. В русское посольство и во все консульства на Востоке в 1864 г. циркулярно было сообщено о запрещении выдавать паспорта или давать какие-либо документы, предоставляющие право «уроженцам Кавказского и Закавказского края, принявшим турецкое подданство, возвращаться в отечество, чтобы снова стать русскими подданными». Однако многие горцы, получив отрицательный ответ в консульстве России, принимали решение о нелегальном возвращении на родину.

Прибывший из Турции почетный Куртатинский старшина Джафар Ага Али Бек Оглы сообщал, что бежавшие из Эриванского уезда за границу в Турцию назад тому пять лет более ста семейств куртатинцев, раскаиваясь в своем поступке, желают ныне возвратиться через карантин в Сурмелинский участок.

С увеличением числа желающих вернуться на Кавказ, командующим Кавказской армией в ноябре 1861 г. были выработаны особые «Правила» о прядке возвращения горцев из Турции и о поселении их за пределами Кавказа. Возвращавшиеся должны были отправиться на постоянное жительство за Урал и в Оренбургскую губернию, центральные губернии России и на Дон. Возвращавшихся горцев могли вновь отсылать насильно в Турцию, а кому разрешалось возвращаться, то по пути следования устанавливался строгий надзор.
Несмотря на это в 1865 г. значительное количество осетин вновь поднялось со своих мест и отправилось в Турцию. В первой партии этих переселенцев значилось несколько семей тагаурских алдар Кундуховых, Тхостовых, Есеновых, Дударовых, Мамсуровых, Кануковых и Алдатовых.

Потомки осетинских мухаджиров и на новом месте старались сохранить свои национальные и сословные традиции. Многие офицеры русской службы поступили служить в турецкую армию. Сохранившиеся списки выехавших в Турцию осетин, интересны содержащейся в них генеалогической информацией – фамилиями и именами членов семей, а так же именами выезжающих с ними холопов.

В начале ХХ в. исход осетин в Турцию продолжился. Связано это было с событиями I мировой и гражданской войн, а также Октябрьской революции 1917 г. В эмиграции этого периода приняли участие в основном представители знатных осетинских фамилий. Спасая свои семьи от красного террора, они были вынуждены искать новое место жительства и, зная, что в Турции у них есть родные, устремились именно туда.

Эмигрировали из Осетии в Турцию не только этнические мусульмане. В годы гражданской войны на Кавказе в Турцию вместе с сыном эмигрировал известный юрист Измаил Васильевич Баев, имевший диплом II степени юридического факультета Императорского Московского университета, который происходил из известной и уважаемой в Осетии семьи.
В результате всех этих миграционных процессов некоторые осетинские фамилии сегодня можно встретить только за пределами Осетии. К примеру, – баделята Битуевы, гагуата Асеевы и Кануковы, царгасата Зекеевы, тагиата Кундуховы.

Полковник Халис Алиханович Асеев с женой Сервер

В 1868-1870 гг. XIX в. только в районе г. Сарыкамыш Карской области Османской империи было 8 осетинских селений. В настоящее время не осталось ни одного. Три из них: Хамамлы, Ханчарлы и Каракурт были куплены переселенцами за золото у довольно состоятельной турецкой фамилии Хатун-оглы, на землях которой располагалось около 80 селений. После того как Карская область отошла к России, некоторые жители этих селений ушли в глубь Турции, в район г. Ахлат, где основали с. Хулык. Там поселились такие фамилии, как Абисаловы, Битуевы, Ельбиевы, Зураповы, Кануковы, Кубатиевы, Кундуховы, Куцуковы, Кантемировы, Левановы, Тугановы. В селениях Агджавиран, Симо, Караагыл, Хамзашейх, Сарыдавут проживали Албеговы, Батиаевы, Кусовы, Накусовы, Хосоновы, Цахиловы и др.

Кантемиров Кансау
Кантемиров Кансау

Осетины проживали в селениях санджака Анкара: Муратлы; санджака Йозгат: Башчатак, Боялык, Каяпынар, Карабаджак, Чат; санджака Битлис: Агджавиран, Хулык; санджака Кайсери: Шывгын; санджака Карс: Алисофу, Бозат, Селим, Хамамлы, Юкары Сарыкамыш; санджака Малазгирт: Йарамыш; санджака Мараш: Гексун, Фындык; санджака Муш: Буланык, Гёвендик, Караагыл, Караали, Месджитли, Сарыдавут, Симо, Тепекай, Хамзашейх, Ярамыш; санджака Нигдэ: Орханийе; санджака Сивас: Аламан, Еникёй, Еничубук, Дикилиташ, Капаклыкая, Кахвепынар, Конакозю, Топач, Юджебаджа; санджака Сиирт: Ырун; санджака Токат: Батманташ, Кушотурагы, Ташлык,Ченгибагы; санджака Эрзурум: Гевендик, Лекбудак.

В 1934 г. в Турции был введен закон о фамилиях. Осетинам, как и всем кавказцам, было запрещено носить нетурецкие фамилии. Им для этого даже был предложен перечень турецких имен, из которого можно было выбрать себе новую фамилию. Вводя этот закон, правительство Турции преследовало цель лишить кавказцев и представителей других национальностей своих исторических корней. Но, несмотря на запрет, многие взяли в качестве фамилии имя своего деда или прадеда. Так, например, Абисаловы носят фамилию Arpat, по имени одного из своих предков, часть Кубатиевых – Aytek, по имени своего прадеда, а некоторые из Кануковых взяли фамилию Tekay, которая является производным от имени Тага – родоначальника тагаурских алдар тагиат, Дударовы носят фамилию Yilal, так звали предка фамилии Дударовых. С недавнего времени наши соотечественники получили возможность вернуть свои настоящие фамилии и многие уже воспользовались этим. Так, Асеевы, носившие фамилию Akman, в настоящее время пишутся Asetey. Но не все фамилии были заменены. Многие осетины, особенно те, чьи фамилии имели тюркскую этимологию, изменили лишь их окончание. Это Кантемировы – Kandemir, Тугановы – Tugan, Кубатиевы – Kubat, Кундуховы – Kunduh и т.д. Менялись и имена. Переселенцы с кавказскими национальными именами брали себе имена, распространенные в то время в Османской империи.

Дударов Батырбек
Дударов Батырбек


В настоящее время в Турции проживают представители примерно 150 осетинских фамилий, представляющих все четыре основные общества Осетии – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское.

Заслугой наших соотечественников, покинувших Кавказ в XIX – начале XX веков является то, что они сохранили свои фамильные предания, помнят свои родовые тамги, знают и поддерживают родственные отношения, бережно хранят старинные фотографии, многие из которых еще привезены с Кавказа, создают семейные архивы. Все это, несомненно, способствует сохранению исторического наследия и развития исторической памяти.


Ислам-Бек Марзоев


Осетинские мухаджиры