17.09.2016

«…Но приходившие сами легли рядом, и могилы наши заросли травой…» —  на московской презентации сборника рассказов «Полиэтиленовый город» кто-то, раскрыв книгу, процитировал эту фразу  и спросил автора: «Что это?»  «Это гимн нашему поколению…» — ответил Тамерлан Тадтаев в своей манере — очень буднично и очень тихо. 

И ведь прав.  Это действительно гимн, и почти без эмоций. Трагический гимн поколению наших современников (а не героям Ремарка или Хемингуэя, прошедшим войну и отдаленным от нас во времени и пространстве).  Бытописание для многих неизвестной многолетней войны, концентрацией которой стали пять дней августа 2008 года. Бытописание негромкое и потому, наверное, шокирующее.


tamerlan_tadtaev_fotoТамерлан Тадтаев. Родился и живет в Цхинвале. Окончил Душанбинское художественное училище имени М. Олимова. Участник грузино-осетинских конфликтов 1991–1992 и 2004 годов, сопротивления грузинской агрессии в августе 2008-го. Награжден медалью РЮО «Защитник Отечества» и Золотым почетным знаком «Общественное признание». Лауреат  «Русской премии» и премии журнала «Нева». Член Союза писателей Москвы.

 


 

— Сейчас я бьюсь во все двери, чтобы сделать фильм… — начал разговор Тамерлан, хотя изначально предполагалось, что речь пойдет о литературе. Позже о ней, конечно, тоже не забыли.  И не только о ней…

— Мой сценарий «Русская рулетка» был практически готов еще несколько лет назад. И съемочная группа (все — мои друзья) тоже была на старте. Я думал: поеду в Цхинвал, заложу свой дом, сделаем фильм…  Друзья кинули клич, хотели через социальные сети деньги собрать. Но мне показалось, что это как-то неприлично, и я от такого варианта отказался. И тут у меня нехорошая история с Тамерланом Дзуцевым, бывшим министром культуры Южной Осетии, случилась. Он сказал, что покупает у меня сценарий. «Через две недели получишь свои деньги», — сказал. Денег тех я не получил по сей день. И съемки тогда не удалось начать. Позже — благодаря   поддержке моего друга Тимура Цалити (он  сейчас возглавляет московское издательство «СЕМ»), благодаря помощи руководителя югоосетинского МЧС Анатолия Бибилова и министра обороны Валерия Яхновца — мы все-таки начали работу над фильмом.  Говорили же мне, что то был ненадежный вариант. Но я всегда верю и надеюсь на позитив…

— Жизнь не отучила верить в позитив? У тебя ведь очень непростая жизненная история.

— Если бы отучила, мы бы с тобой сейчас не сидели за чашкой чая…

— Честно говоря, когда мы договаривались по телефону о встрече, резанула твоя фраза: «Я был таким отморозком, что сегодняшний я к себе тому, давнему, не подошел бы…»

— Ну, конечно! Обошел бы далеко стороной…  Ну, какими были ребята в Цхинвале в 90-х годах? Мы прошли войну. Поэтому люди мы были не очень добрые. Для нас разборки кончались не битьем кулаков, а стрельбой. Но время все меняет, человеку свойственно перерождаться. И те ребята, которые погибли в сражениях 90-х годов или в тех давних разборках,  сейчас  тоже были бы совсем другими. Думаю, это были бы очень неплохие, крепкие люди.

13227676_1064045000309149_3045273215740735904_o

— Как ты начал писательствовать?

— У меня всегда была тяга к литературе. Но кто знает  Цхинвал тех лет, представляет, что такое левобережье. Чтобы выжить там, ты должен был быть очень сильным. А я худой был, маленький. Меня все дразнили —«кукинышт», маленький мишка.  Девчонки вообще не обращали внимания. Но я хорошо боролся и бил «морды» одноклассникам, чтобы как-то привлечь внимание девчонок.  Так и жил в своем левобережье. И считался бандюганом.

Потом наша семья уехала в Таджикистан. Я в 9-й класс перешел. И вдруг оказался совсем в другом, чужом пространстве: люди в ярких одеждах, насвай, анашу курят… В школе надо мной  издевались,  потому что я плохо говорил по-русски. И мне все время приходилось отстаивать себя. Потом я перестал ходить в школу. И разговаривать перестал. Несколько школ поменял. В конце концов, случилась драка, настоящее побоище, в котором я не подкачал. В общем, мне сказали, чтобы я уезжал, иначе меня убьют. И я уехал в Цхинвал, а родители остались в Душанбе. Надеялся, что дома поступлю в 10-й класс. Но не приняли, сказали, что должен учиться там, где живут родители. Хотели даже выслать в Таджикистан, потом предложили поступить в ПТУ.  Я там проучился недели две и ушел.

Может, у меня  тогда возраст был трудный, переходный, не знаю. Но когда через полгода вернулся в Душанбе, все сложилось нормально. Я даже поступил в художественное училище на живописно-педагогическое отделение. Точнее, сначала я там работал натурщиком. Это давало бонусы при поступлении. А в Душанбе поступить в художественное училище было престижнее, чем в любой вуз. Это было в 82-м году…

— Почему вдруг художественное училище, живопись?

— Когда из Цхинвала я возвращался в Душанбе, родственники, чтобы мне не было скучно, дали в дорогу книжку Сомерсета Моэма «Луна и грош».  И она  на меня такое впечатление произвела, что я решил стать художником.

В училище у меня сначала дела не шли. Потом вдруг поперло так, что все очень  удивлялись… К сожалению, ничего не осталось. Мы же много переезжали.  К тому же в Душанбе я сильно заболел. Грубо говоря, начал бухать и посадил сердце. А потом, когда справился с этим, случались сильные, страшные депрессии, и все свои работы, что у меня были, я рвал, сжигал…

В 86-м — обратно, в Цхинвал. Оттуда — в армию. А уже началась война. И меня закрутило… Я иногда думаю, что, наверное, в прошлой жизни был очень спокойным. Вот и решили где-то там, наверху, бросить меня в разные водовороты, посмотреть, как будет…

— И все-таки, с чего вдруг ты начал писать?

— Да все просто. Очень многих ребят, которые защищали Южную Осетию в начале 90-х годов, уже нет в живых. Обидно было за них. Потому что это были настоящие ребята. Я иногда в шутку говорю, что я — их адвокат и должен здесь и сейчас блюсти их интересы…  Тех, кто попал  в ту мясорубку 1991 года, очень мало осталось. Многие из них разочаровались во всем и уехали. У нас  ведь даже статуса ветерана нет.  Если бы я не начал писать, этих ребят уже бы забыли, и меня вообще никто не знал бы и слышать не хотел.

…Это было жестокое время в Цхинвале. Тогда электричество у нас было 5 часов в сутки: с 8 до 9 утра и с 7 до 11 вечера. Мой друг умирал в реанимации. Я был у него и поздно вечером возвращался домой. Вдруг меня догоняет милицейский «бобик». Спрашивают, где живет такой-то. Но ты же понимаешь, что даже если речь о твоем недруге, нельзя отвечать на такие вопросы.  «Я не знаю, кто этот человек», — говорю им.

— Чо, нездешний?

— Здешний…

Выскакивают, начинают меня жестоко колотить. Потом затащили в машину, на заднее сиденье: «Не покажешь, где этот человек живет — убьем»…

Может, они меня просто пугали, но мне показалось, что дело принимало плохой оборот. Недалеко от дома я со всей силы ударил в спинку переднего сиденья, где был водитель. От неожиданности он нажал на тормоз, все подались  вперед, я открыл дверь и выскочил. А ночь, 12 часов. Темнота абсолютная. И первой мыслью было взять автомат и всех их расстрелять. Они, думаю, это поняли… Я видел фары: уходят из района. А ведь действительно, могли убить.

…Мой друг умер. Я его похоронил и уехал в Северную Осетию. Потом через какое-то время вернулся в Цхинвал. Поддерживал Эдуарда Кокойты, был даже его доверенным лицом во время избирательной кампании… Тогда многие были уверены, что он не выиграет президентские выборы. Нам прямо так и говорили: вот увидите, кончатся выборы, и мы всех вас перестреляем на хрен… Эдуард Кокойты выиграл. А потом разогнал почти всю свою команду. Я пошел в таможню работать. Взяли на самую низшую должность, в охрану.  Потом вообще сократили: иди на все четыре стороны. Хоть сдохни, но не мозоль глаза. Мои боевые заслуги ни во что не ставились… Вот тогда я и стал писать.

14066438_1168827843176324_4328460885616387317_o

— Ходил-ходил в удручении и вдруг начал писать?

— Нет, не так. В Цхинвале ребят, которые по-настоящему воевали, в живых осталось немного. Я часто слышал: вот вы умираете, и ничего, никаких воспоминаний после себя не оставляете… Однажды мой друг Тимур Цховребов говорит: «Давай, расскажи хоть что-то, ты же много где участвовал, ранен был…»  И я начал рассказывать все, как было. Тимур за мной печатал на компьютере.  Мне стало любопытно, как же это на бумаге выглядит. Прочитал — полная фигня.

Домой пришел, начал писать — смотрю, вроде бы получается. Вошел во вкус. Потом друзья мне одолжили компьютер. И я написал свой первый рассказ — «Встреча с ангелом». Такой вот сюрр. Примерно тогда же к Тимуру приехал  его друг, правозащитник Георгий Ванян, и тоже начал интересоваться, почему у нас никто не пишет о том, что и как было. Тимур дал ему мой рассказ.  Его опубликовали на сайте «Альтернативный старт».  Для меня это было такое событие…

— Как ты почувствовал, что Тамерлана Тадтаева знают?

— Знаешь, мне столько раз говорили, что в серьезных журналах меня никогда не будут печатать! У тебя, говорили, все слишком жестко. Чернуха. Никто не будет печатать…  И вдруг начали.

Говорят, каждый писатель пишет для себя. Я для себя ничего не пишу. Мне хочется поделиться с кем-нибудь. Я делюсь своим опытом и тем, что знаю.   Цхинвал… ребята столько  лет защищали этот город… Он обагрен их кровью. И их уже нет.  Их никто не вспоминает.  Никто. О них стараются забыть. Почему? Зачем? Ты забудешь — и кто вспомнит тебя?

 Мне все это надоело! И мы с друзьями начали рассылать рассказы по журналам. Почему бы нет? И тут вдруг сразу из нескольких редакций отвечают, что будут рады опубликовать мои рассказы. Я был, честно говоря, в шоке.  Думал, кто-то надо мной  решил подшутить.

Признаюсь, в последнее время я не пишу. Можно сказать, нахожусь в некотором кризисе. Хотя нет, не так. Я сейчас пишу о том, что у меня кризис…

— То есть осмысление темы прошедших войн завершено, и нужна пауза, чтобы «вызрела» другая тема. Так?

— Думаю, что я и к военной теме вернусь, и к новой приду.

295176

— Ты стал лауреатом международного конкурса «Русская премия» в номинации «Малая проза», в нем участвовали более 500 писателей и поэтов, живущих за пределами России и пишущих на русском языке.  Это стало для тебя неожиданностью?

— Неожиданностью?! Это ни о чем не говорит! Среди претендентов были авторы из Европы, Америки, Азии. И тут — какой-то цхинвальский писатель…

Когда мы рассылали рассказы по всем редакциям (это было в 2008 году, еще до августовских событий), Алан Цхурбаев предложил мне еще и в «Русской премии» поучаствовать. Отобрали несколько рассказов и отправили в оргкомитет.

Через какое-то время —  звонок из Пятигорска от корреспондента «Комсомольской правды»: «А вы знаете, что вы попали в лонг-лист «Русской премии?» Не знаю, говорю. «О-о! Это же огромная удача!»

Потом мне позвонили из оргкомитета конкурса и пригласили в Москву. И опять звонок из Пятигорска: «Вы знаете, что вы попали в шорт-лист?»  Я говорю: «А что это такое? С чем этот шорт-лист едят?» Мне отвечают: «Вы даже не представляете?! Это же так круто!»

А мы с ребятами послали мои рассказы еще и на форум писателей, который как раз в то время должен был проходить в Москве. Меня и на него пригласили. Так все совпало.

В Москве, в оргкомитете «Русской премии»,  мне сказали, что нужно подготовиться к выступлению. А у меня комплекс:  когда на меня много людей смотрят, я не знаю, что им говорить. Сейчас уже ничего, как-то справляюсь,  и то очень страшно бывает перед публикой. Но тогда… Я два дня писал свой текст и сокращал его. Осталось два-три предложения. Девушке из оргкомитета говорю: «Наталья, я облажаюсь…»  Она: «Ну, что делать? Облажаешься, так облажаешься…» Честно говоря, я не помню, как вышел и зачитал эти свои три строчки.

В те же дни на писательском форуме мне вручили удостоверение члена Союза писателей Москвы.   А потом пришло известие из Питера, из журнала «Нева». Редакция проводила конкурс «Чистейший образец», и я был признан его победителем…

Честно говоря, я в шоке был от всего этого. В Москву попал в первый раз. Московская суета меня будто выжала, как лимон… А тут еще — премии, получать их, что-то говорить…

Мне потом говорили: ты удачно попал в струю, повезло – конъюнктура. Хотя говорили и другое:  у тебя есть талант…

— А что такое талант?

— Я не знаю, что это такое.  Знаю только, что я должен выполнить свою миссию.

— А за киносценарии когда взялся?

— Когда вся эта суета улеглась, кто-то обмолвился про сценарий. Мне говорили, что мои рассказы кинематографичны. Я решил пойти на курсы киносценаристов. Театр не люблю, а вот кино очень нравится. Стенли Кубрик (его «Доктор Стрейнджлав» — настоящий шедевр!), Бертолуччи… Да много что нравится! На курсах стажировался год — посодействовало Посольство Российской Федерации в Южной Осетии. Мне очень повезло: я попал в мастерскую к Юрию Николаевичу Арабову.  Это уникальный человек, мастер с большой буквы.

Но у меня же нет высшего образования — во время войны ты не думаешь об этом. В общем, я оказался во ВГИКе, меня зачислили в бакалавриат вместе с малолетками учиться.  Здесь я попал к другому мастеру. Рассчитывал, что буду заниматься и в его мастерской, и как вольнослушатель — у Арабова. Но у того мастера была невменяемая ассистентша.  Она сразу начала кричать, возмущаться: нельзя ходить от одного мастера к другому, потому что это оскорбляет… Смешно. Если ты можешь хорошее почерпнуть и от этого мастера, и от другого, что в этом оскорбительного? Кому это мешает?

Я на ее истерики через какое-то время «забил» и ходил только на лекции, посещал  мастерскую Арабова и писал сценарии. И — снова история. Я сразу начал писать «полный метр», то есть сценарии для полнометражного фильма.  Меня осаживали: надо начинать с «короткого метра». Но почему, если у меня уже два полных написаны?!  Но потом схитрил: для себя пишу «полный метр», а для них — на основе этого сценария — короткие новеллки…  Все это меня в итоге так достало, что я ушел. Сам себя отчислил. Мне предлагали сдать экзамены, остаться. Но ушел. Сейчас занимаюсь кино. Тем более что мои сценарии высоко оценил мой мастер.

— О чем они?

— О Цхинвале. О войне. О том, как все начиналось. О том, как мы жили. Это же не один день было. С 89-го и по 2008-й мы жили в таком кошмаре, в таком аду!..

— Трудно было  адаптироваться к другой  жизни, не военной?

— Честно? В 2008-м, после тех событий, мне было очень неспокойно. Места себе не находил. Уезжал во Владикавказ, возвращался в Цхинвал. Не знал, что мне делать. Колбасило, одним словом.  Но постепенно отошел…

Я сейчас привлекаю внимание  многих тем, что я — «писатель московского уровня». Так они воспринимают меня. И многих почему-то это раздражает.

… Я хочу постучаться в двери кино. Юрий Николаевич Арабов мне все время говорил: «Ты только пиши и не беспокойся ни о чем…» И вот, наша команда, наконец, начала делать фильм по моему сценарию. Но денег опять не хватает. И все равно надеюсь: премьера состоится…


Татьяна Сухомлинова


Тамерлан Тадтаев. О войне и о мире