15.05.2017
Untitled-7 copy

Именно в стенах знаменитой «Строгановки» у меня зародилась идея знакомить читателя со студентами лучших университетов Москвы. А все потому, что здесь ты понимаешь, как же повезло всем этим ребятам вокруг — они учатся, развиваются и созревают в прекрасной атмосфере изобразительного искусства, знаний и творческой мысли. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова — одно из старейших в России художественных учебных заведений. МГХПА ведёт подготовку художников по 5 специальностям и 17 специализациям. Когда-то основатель института Сергей Григорьевич Строганов заложил необходимые демократические основы: обучение и питание учеников были бесплатными, и в училище принимались дети разночинцев и крепостных. Потому что в этой сфере нет и не может быть других  критериев, кроме одаренности. Ни деньги, ни привилегированность родителей, ни даже трудоспособность не сделают тебя талантливым художником, а отсев «случайных» происходит абсолютно органичным и естественным образом, потому что быть художником — дело энергозатратное и малоприбыльное. Не сходят с дистанции лишь те, кто не может этим не заниматься, и эта «обсессия» сильнее всего прочего. Я сталкиваюсь с этим ежедневно  и могу только надеяться на плодотворный и полнокровный путь в искусстве моих сегодняшних способных героев, за плечами которых уже есть выставки, конкурсы, годы работы в мастерских и килограммы изрисованной эскизами бумаги.

Виват, строгановцы!

 

Дзерасса Фидарова, 19
Кафедра дизайн-текстиля, 1-й курс
Участница многих групповых республиканских выставок и конкурсов.

«До Строгановки я училась в Лицее искусств, а затем в Художественном училище. Ближе к окончанию, планировала поступать в Суриковский на искусствоведческий факультет. Но потом начала работать с дипломным проектом. А в нем фигурировали изделия, связанные с осетинским орнаментом, но интерпретированные в современной форме, и это меня увлекло. Именно тогда я подумала поступать на текстиль. В поле зрения попалась Строгановка, я начала смотреть и поняла, что здесь очень интересно и мне сюда хочется.

Можно сказать, что я специально не готовилась поступать. Помню, на защите меня спросили: «А куда ты будешь дальше поступать?». И я говорю, что в Строгановку, при том, что четко знала тогда, что в Суриковский. Я смотрю на папу, а него такой удивленный взгляд. Да я и сама удивилась  себе. По приезду в Москву, я подала документы и сюда, и в Суриковский. Получилось так, что поступила в оба. Но решила, что буду учиться здесь. Во многом, сыграл роль и случай. Так получилось, что там, в Суриковском, результаты выставляли на день позже, чем здесь. А сюда уже нужно было подать оригиналы документов. И тогда я сделала выбор в пользу Строгановки. И не жалею, потому что мне с детства нравится все, что связано с текстилем, с декоративно-прикладным искусством.

Страха не было. Я с самого начала не думала о том, что не смогу поступить. Просто я была уверена в том, что в училище мне дали определенную базу, которой достаточно. На семейном совете решили, что нужно попробовать поступить, но если не получится, то ничего. Когда я сюда ехала, это для меня было чем-то вроде игры. Поступлю — поступлю, не поступлю — так потом попробую. Не могу сказать, что все это, включая переезд в Москву, произвело на меня какое-то колоссальное впечатление, что я месяцами пребывала в состоянии эйфории. Это все реально, и мечты о том, что ты хочешь поехать учиться в столицу, легко воплотить. Да, большой конкурс, но это все возможно!

Надо работать над собой и быть уверенным. Как только ты начинаешь в себе сомневаться, ты сразу забываешь, как держать карандаш в руке, сразу думаешь, что не умеешь писать. До того, как я приехала сюда, я писала только маслом и акварелью, а здесь экзамены сдают гуашью и акрилом. Поначалу я растерялась, потому что гуашью мы работали только на уроках композиции, а так вот чтоб писать гуашью — никогда. Было страшновато. А потом дума: «Какая разница? Краски и краски. Пиши как умеешь». Так и получилось. В общем, работа и уверенность в себе это главное. Но при этом важно не задирать нос. Потому что как бы хорошо ты не рисовал, всегда найдется тот, кто рисует лучше тебя. Надо быть к этому готовым и здраво оценивать свои силы.

Здесь, конечно, колоссальное количество возможностей. Но твое развитие полностью зависит от тебя. Безусловно, можно плыть по течению, но нет, в этом городе нужно двигаться!

В Осетии развития сферы текстиля вообще нет. Да, есть какие-то отдельные дизайнеры, но это все на начальном уровне. Я бы хотела, чтобы это развивалось у нас дома. При том, что мне было бы интересно заниматься этим здесь и даже возможно поехать заграницу, чтобы набраться опыта, конечно, хочется, чтобы дома это было. Хочется внести свой вклад в развитие Осетии в этом направлении».

 

Виктория Цорионова, 20
Кафедра коммуникативного дизайна, 2-й курс
Участник и победитель многих республиканских конкурсов и выставок. Победитель художественного конкурса в ЦДХ

«До поступления в академию, я три года проучилась на факультете живописи в художественном училище во Владикавказе. А потом, не окончив училища, решила поступить на дизайн в Строгановку. Во-первых, мне захотелось реализовывать себя именно в этой сфере. А, во-вторых, на этом отделении учились мои знакомые и очень его хвалили. Поэтому, немного подготовившись перед поступлением, я сдала ЕГЭ и прямиком сюда. Как и все абитуриенты, я нервничала перед поступлением, но все же я держала себя в руках и успешно сдала экзамены. Теперь я учусь здесь, и мне очень повезло, потому что моим преподавателем является Владимир Борисович Чайка, один из самых титулованных графических дизайнеров России. Проработав в крупнейших компаниях, он сейчас делится с нами полученным опытом. Здесь вообще потрясающие преподаватели, и это большая удача.

Тем, кто только намеревается поступать, я бы пожелала больше уверенности и, конечно, усидчивости. Усидчивость необходима, чтобы прийти сюда уже с определенной подготовкой и базой. А уверенность должна подкрепляться постоянной работой. Но, главное, чтобы человек «болел» этим, чтобы у него была конкретная цель. Я готовилась не так долго, но многие мои однокурсники готовились год и два года. Кто-то из них, не поступив с первого раза, не отчаивался и поступил со сторого и третьего. Их желание здесь учиться было настолько сильным, что побеждало все.

Я мечтаю реализоваться. Хочу заниматься тем, что мне нравится, и получать удовольствие от работы. Хочу полностью уйти в творчество. Плюс у этого направления все же может быть и финансовая отдача. И это тоже меня стимулировало поступать на дизайн. Учась на живописи, я понимала, что сейчас это не так востребовано в чистом виде, а графический дизайн нужен буквально везде. На каждом шагу открываются новые предприятия, и им всем нужен фирменный стиль, логотип, качественный дизайн, одним словом.

Я еще не определилась в том, чем бы именно хотела заниматься, то точно знаю, что это будет связано с тем, чему я учусь сейчас. Я бы хотела открыть свое агентство и собрать в нем хороших специалистов, получать заказы и профессионально их воплощать. Еще я, кстати, подумываю о занятии фотографией. Я не исключаю вариант, при котором я уеду заграницу, выучу язык и буду работать там, потому что дизайн там востребован еще больше, чем в России». 

 

Павел Харатьян, 21
Кафедра коммуникативного дизайна, 1-й курс
Участник многих выставок и конкурсов. Победитель фестиваля «Шемякинская весна» в 2013. Занимается коммерческими съемками, снял обложку для ростовского журнала «Fashion Beauty», был опубликован на развороте журнала «Glamour».

«Я окончил живописное отделение Художественного училища во Владикавказе. К защите диплома я понял, что не хочу заниматься живописью в такой насыщенности, как занимался. Мне захотелось связать свою жизнь с новыми технологиями, с чем-то современным и актуальным, с тем, чем сейчас живут люди. К тому же я занимался фотографией. Не так серьезно, конечно, но мне нравилось снимать друзей. И я решил поступать в Строгановку на дизайн. Во многом, благодаря советам своей подруги Вики Цорионовой. А сейчас я учусь, и мне все очень нравится. Я чувствую, что развиваюсь каждый день.

На самом деле, поступление было довольно спонтанным. Я совершенно не готовился. Нельзя сказать, что мое зачисление сюда прошло гладко.  У меня были очень высокие баллы по специальным предметам, даже по композиции, о которой я узнал за два дня до экзамена. Но при этом, я упустил из виду ЕГЭ, пробный вариант которого сдавал. И баллы по нему были маленькими. Тогда я даже не подумал, что это может помешать. А так получилось, что все баллы суммируется, и даже если у тебя очень высокий балл по внутренним экзаменам, итоговый будет недостаточно хорошим из-за плохого балла по ЕГЭ. Кроме того, поскольку я не находился в Москве и подавал документы дистанционно, с этим тоже возникли проблемы. В тот момент, мне казалось, что что-то упорно не складывается со Строгановкой, я думал, может, это знаки того, что мне не надо поступать. Хотел уже оставить эту затею. Но ничего, в итоге все сложилось. Как бы банально это не звучало, но все, что ни делается — все к лучшему.

С недавнего времени я начал фотографировать более серьезно, и меня это очень увлекает. И сейчас я думаю о том, чтобы идти по этой стезе. Мою фотографию даже опубликовали на обложке журнала. Я так же провожу коммерческие съемки, снимаю лукбуки. В общем, мне это тоже очень нравится. Мне хочется, чтобы меня знали как человека, который делает очень красивые фотографии. Мне важно, чтобы меня узнавали и оценивали. Но при этом я не гонюсь за массовой аудиторией. По мне, лучше это будет 10 человек, но у всех 10-х будет реальный интерес, чем 100 человек, из которых те же 10 будут заинтересованы».

 

Урузмаг Кадзов, 27 
Факультет МД и ДПИ 
Кафедра монументально-декоративной скульптуры. 6-й курс 

«Участник многочисленных международных, региональных и городских конкурсов, симпозиумов, выставок среди молодежи. Лауреат VI и VII Международных симпозиумов студентов творческих вузов, лауреат X Межнационального конкурса молодых художников в рамках XIII Международного фестиваля изобразительного искусства «МОСКВА – ГОРОД МИРА». Участник групповых выставок в ЦДХ, МОСХ, Государственном Дарвиновском музее и в Государственной Третьяковской галерее, в Музее-мастерской А.С. Голубкиной. 

Талант к рисованию во мне разглядела моя мама. Изначально сестра ходила в художественную школу, а мне казалось это «не мужским занятием». Тем не менее, меня отдали «за компанию». Рисовал я хорошо, хотя с детства мечтал стать борцом, а в средних классах хотел поступить в Суворовское или Кадетское училище. Когда мы с мамой приехали во Владикавказ поступать в одно из этих заведений, оказалось, что в связи с какими-то системными изменениями, оба были временно закрыты. Но мама предусмотрительно взяла с собой папку с моими рисунками и говорит: «Ну, пойдем, попробуем поступить в Художественное училище?» В общем, как-то уговорила меня, прибегая к авторитету моей учительницы по рисованию – Фатимы Касполатовны Цаллаговой, которая всегда говорила, что у меня талант. В конечном счете, я поступил на отделение художественной обработки металла во Владикавказское художественное училище.

После поступление я познакомился с девушкой – Катериной, которая училась на живописно-педагогическом отделении в этом же учебном заведении. Эта девушка спустя годы стала моей супругой.

Именно она вдохновила меня к продолжению учебы в художественном вузе. Сама поступила в институт им. И.Е. Репина в Санкт-Петербург на факультет  теории и истории искусства. Должен быть стимул – люди, ради которых ты хочешь добиться тех или иных результатов. И у меня он был. 

Я поступил в Строгановку с третьего раза. В Москве у меня не было родственников, и во время поступления приходилось жить где придется. 20 человек в одной квартире, а ты 21-й. И так три года подряд. 

Что мною двигало? Целеустремленность. Если ты дал слово, нужно держать. К тому же я понимал, что за пределами республики являюсь представителем всего осетинского народа и не имею права не добиться поставленной цели.

В училище скульптуру я всерьез не воспринимал. Я любил работать с металлом, а глина, как и краски, мне казалась легким материалом. Поэтому хотел продолжать обучение ювелирному делу. Но когда приехал в Академию им. С.Г. Строганова и увидел, что здесь делают дипломники, то понял, что в нашем художественном училище подобное преподают на первых курсах. Не было смысла тратить на это 6 лет. И я обратил свой взгляд на скульптуру. К тому же конкурс тут меньше и, следовательно, поступить больше шансов. А когда я попал на экзамен по скульптуре, меня очень увлекло. Я осознал масштаб и монументальность того, чем тут занимаются. 
Строгановка – это школа жизни. Здесь человек учится самостоятельности. Целиком и полностью будущие навыки студента зависят от его трудолюбия. Колоссальный труд – только так можно достигнуть мастерства. Никто за тобой не будет ходить и просить что-то сделать. Это ты должен бегать за преподавателем. Тут такая система. Я считаю это плюсом, но только для ответственного человека. Студенты с нехваткой мудрости и отсутствием целей сходят с дистанции. 
Я понимаю, что даже после окончания Академии, никто не будет ждать меня с распростертыми объятиями. Я, конечно, планирую основательно закрепиться в Москве, создать свое предприятие, работать на себя, зарабатывать деньги, прочно стать на ноги. В том числе, и для того, чтобы сделать что-то хорошее для республики. Смысл моей жизни не только в том, чтобы состояться как художник и обеспечивать семью, но и сделать полезное и нужное для Осетии. Каждый из нас должен внести свой вклад в развитие родной земли, чтобы она процветала.

Сейчас я делаю дипломный проект – скульптурный монумент Ос Багатару, последнему аланскому царю. Летом 2016-го года я активно искал тему, много ездил по республике. Хотел создать такой проект, который потом может быть реализован в Осетии. Посетив Аланский мужской монастырь в Фиагдоне, я встретился с его настоятелем, Стефаном. Именно он спустя неделю предложил: либо Ос Багатар, либо царь Давид-Сослан. Я выбрал Ос Багатара. Благодаря последнему аланскому царю в Осетии сохранилась православная традиция. Я желаю поставить эту скульптуру во имя увековечивания памяти наших предков. Я намерен это осуществить, знаю, что для нашей республики, для нации важна эта тема. Для меня, принести дар республике – цель».

 

 

Таня Лакути, 18
Факультет декоративно-прикладного искусства
Кафедра художественной керамики, 1-й курс
Участник многочисленных групповых выставок в России, в том числе в ЦДХ и Московском Художественном Лицее.  Участвовала в выставке в Судане, а так же в пленэрах в Израиле, Иордании, Италиии и на родине, в Северной Осетии. 

«До 13 лет я жила во Владикавказе и училась в Республиканском Лицее Искусств. А когда мой брат поступал в МГУ, мама, помогая ему в Москве, забрала меня с собой и нашла школу при Суриковском Институте. Там я за три месяца научилась писать акварелью и сдала экзамены. Я, честно говоря, особо не стремилась туда поступать, потому что мне всегда нравилось жить в Осетии. Но я оказалась в МСХШ на Живописном отделении. Когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня началась депрессия. Я бы вообще в Осетию уехала и там осталась. Но мама сказала: «Нет, поступаешь здесь!» Я не хотела в Суриковский, хотя обычно туда легко поступают после школы. Я боялась устать от живописи, которую я только-только очень полюбила. Боялась разрушить эту любовь, если мне 6 лет буду говорить, что и как писать. Мне очень нравилось, что у меня появился свой «язык», и я не хотела внедрений. В общем, начала смотреть какие-то другие варианты. Посмотрела Строгановку, посмотрела Керамику, и мне понравилось то, что они делают. Сдала не сложные экзамены, и вот я здесь.

Бояться точно не нужно. Это того не стоит. Не получилось с первого раза, не нужно истерить и расстраиваться. Надо вообще смотреть на жизнь проще. Мне в этом плане хорошо. Для меня главное, чтобы родные были живы и здоровы, а все остальное я потихоньку сделаю сама. Если стараться, то все получится, так или иначе.

Строгановка – школа жизни. Мне нравится атмосфера Академии, но не очень нравится стиль обучения. Он не очень «творческий», если можно так выразиться. Строгая бальная система, жесткие правила, с которыми они, на мой взгляд, перегибают. Будто я учусь в техническом ВУЗе, а не в художественном. Некоторые преподаватели довольно специфичные. Иногда нарушаются права человека, что многих это возмущает. Сейчас я уже набралась опыта, научилась отстаивать свое мнение и часто оспаривать чужое, подчас преподавательское.

Учеба проходит волнообразно. Сначала было интересно, потом все опостылело. Периодами ночуешь в университете, работаешь день и ночь. А потом временно теряешь интерес. В какой-то момент мне показалось, что это «кружок для девочек», что нет масштаба, что слишком «женская» и мелкая работа для человека, воспитанного двумя старшими братьями. Но дальше будет парковая архитектура, что мне кажется очень интересным. Сейчас первый и самый сложный в Строгановке курс почти позади и, в принципе, мне все нравится.

Для того, чтобы заниматься керамикой, очень важно знать живопись, скульптуру, рисунок. Все очень взаимосвязано. Я немного пофигист и всегда любила работать в последний момент, но с глиной так не получился. Это нежный чувствительный материал. Она должна долго сохнуть перед обжигом, который, кстати, она тоже может не пройти. На каждом этапе что-то может пойти не так. К ней нужно относиться, как к человеку. Любить ее нужно.

Я хочу доучиться, получить образование, вернуться во Владикавказ и, возможно, опыт, который я получила здесь, передавать младшим. Я не прониклась Москвой, для меня это большой и холодный город, а мне нужно что-то поменьше. Я подумываю о преподавательской деятельности в Осетии, о хорошей подготовке ребят к поступлению в ту же Строгановку и Суриковку. Я так же понимаю, что хочу быть независимой, а, значит, востребованной. Понимаю, что нужно наработать свой «фонд», выставляться, заниматься практикой. Я хочу реализоваться и зарабатывать, но не мечтаю о славе».

 

Заур Цаллагов, 23
Факультет дизайна, Кафедра средового дизайна, 4 курс
Победитель Российского конкурса молодежных проектов 2015 и финалист международного конкурса Sukkahville в Торонто. Создатель Молодежного Объединения Художников России. Организатор и куратор 12 российских и международных выставок. Работал над интерьерами реконструированной Владикавказской Филармонии и росписями церкви Женского монастыря в  РСО-Алания. Так же сотрудничал с «Ginza Progect», «Om Nom», «MEGA», «Milan EXPO2015», благотворительным фондом «Аланты фарн», Московским центром творчества «Зилахар», «СтопХам» и «Гæлæбу».  

«Мой отец – Заслуженный художник Виктор Цаллагов, благодаря которому я с детства рос в атмосфере творчества. Думаю, все было уже тогда предрешено, хотя отец планомерно пытался увести меня от искусства. Меня отдали в 44-ю школу с углубленным изучением математики и английского, но я упорно разрисовывал все тетрадки, за что всегда получал. К 3-му классу родители сдались и перевели меня в Республиканский Лицей Искусств, где я учился до 9-го класса. Причем в 44-й школе по рисованию были сплошные пятерки с плюсами, от чего я был очень самоуверен. Когда же перешел в Лицей, то первой моей оценкой была двойка. Помню, тогда мы рисовали серебряный самовар, который я полностью закрасил серым цветом. Мне сказали, что выкрасил его, как забор, и поставили двойку. Было очень обидно, но, в то же время, круто подстегнуло. В общем, к 5-му классу уже был отличником по специальности, а к 9-му классу даже замещал педагогов на уроках в других классах, когда учитель отлучался. После 9-го класса поступил в Художественное Училище на Живописное отделение. Там мне очень легко все давалось и быстро становилось не интересно. Поэтому дополнительно нагрузил себя – стал параллельно учиться на Дизайне. А с 4-го курса ушел с училища и поступил в Строгановку на Дизайн. 

Почему именно сюда? Когда мне было 14 лет, Арсен Фадзаев проводил конкурс «Мой дом. Моя семья», по итогам которого 20 победителей, в том числе и я, были приглашены в Москву. Именно тогда я впервые услышал про Строгановку и про то, что это самый лучший ВУЗ в этой области. Тогда поставил для себя цель поступить сюда. Сегодня я уже дипломник академии им.Строганова. Путь был тернист. Помню, на экзамене по живописи вокруг меня собирались старшекурсники, фотографировались и говорили: «Этот парень точно поступит!» Но когда вывесили баллы, по результатам которых 24 человека попадали «на бюджет», а я был 25-м, причем от 24-го меня отделял один балл. Понял тогда, куда и во что ввязываюсь. В итоге, мне выделили целевое место от нашего министерства культуры. Это Россия. 

Что тут сказать? 

Нашим школьникам, стоящим перед выбором, куда поступать, скажу так: Не надо изобретать велосипед. Стоит обращаться к уже учащимся в Москве студентам из Осетии, нет таких ВУЗов, где бы ни было «наших». Найди своего, и он тебе хотя бы объяснит, что и как делать. Это первое. А, во-вторых, любая цель достижима. Надо ее ставить и добиваться. Это гораздо легче, чем может показаться. Тем более, могу сказать, что база у всех студентов из Осетии очень серьезная. Это факт! В среднем, наши являются лидерами во всех группах. Студенты нашего художественного училища с легкостью поступают в художественные университеты по всей России, включая Питер, где очень серьезное внимание уделяется академической живописи и рисунку. 

Три года назад я организовал в Строгановке творческое объединение. Сначала это были только Строгановцы, позже к нам присоединись студенты других ВУЗов. Сейчас мы уже официально оформлены, как «Молодежное Объединение Художников России», которое я возглавляю по сей день. У этой организации много осуществленных проектов и далеко идущих планов. Сейчас нас пригласили сделать выставку в Шанхае, а в мае будет выставка в Совете Федерации. Вообще, мне очень нравится самому модерировать и курировать разные проекты. Мало создать что-то, нужно еще уметь это продвинуть. За три года с этим Объединением мы сделали 12 выставок, из которых 8 международных. 

Дипломная работа, которой я сейчас уделяю все время, безусловно, национально направленная, она большая и объединяющая. Этно-парковый комплекс, который объединит Северную и Южную Осетию. Есть инвесторы, есть группа экспертов, а я выступаю в данном случае непосредственно, как средовой дизайнер. 

Сегодня чувствую себя на распутье. Меня приглашают учиться и работать в Шанхай, где наше объединение готовит международную выставку. Есть вариант уехать в Европу, туда тоже зовут. Есть еще один вариант – остаться в Москве. Об Осетии тоже думаю, но, наверное, позже. На данный момент, не вижу в этом смысла. Сейчас я еще слишком «зеленый», несмотря на весь энтузиазм. Мне многое следует понять и многому научиться, как в своей профессиональной сфере, так и в сфере политики и человеческих отношений. А в будущем, имея уже базу, созданную в Москве или за границей, я хочу вернуться в Осетию и, возможно, лет через 15-20 стать важным звеном культуры Осетии, возможно, даже министром. Через 20 лет многое поменяется. Придет другое поколение. То поколение, которое сейчас начинает шагать наверх. К сожалению, сегодня редко найдешь правильного старшего. Могу сказать, что больше вижу правильных младших, с которыми хочется строить светлое будущее. Очень многое хотел бы изменить в республике в лучшую сторону. 

Хочу успеть принести как можно больше пользы. Ведь можно быть лучшим художником, но биться в закрытую дверь непонимания, и вероятность того, что когда-то кто-то заметит, в 21-м веке мала. Мировой контент переполнен. Но, зная сферу изнутри, можно самому управлять своим развитием и создавать себе возможности. Иными словами, быть организатором, хоть это и занимает львиную долю времени. На данный момент выбираю этот путь и могу уверенно сказать, что результат не заставляет себя ждать».

 


Алиса Гокоева


 

Виват, строгановцы!