03.02.2018
гот (9) (1)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), в народе называемый «Вышкой» — один из ведущих экономических вузов страны и мечта всех абитуриентов, желающих штурмовать финансовые крепости. В «Вышке» учится 35 тысяч студентов и аспирантов, среди которых и наши с вами целеустремленные и способные земляки. Мне удалось поговорить с некоторыми из них и вдохновиться их желанием достигать, развиваться и менять. Это вдохновение, вместе с гордостью за ребят, хочется передать и вам, нашим читателям.

 

Таймураз Маргиев, 19
Факультет экономических наук
Специальность экономика
2-й курс

Я много чего пробовал. До 9-го класса у меня была цель как-то определиться с профилем. Я хотел быть юристом, потом судьей, затем резко врачом, далее адвокатом, была даже мысль стать патологоанатомом. Перебрав разное, я склонился к мысли, что мне нравится математика и изучение общества в целом. А что дает пересечение математики и общества если не экономика?

Мой путь в «Вышку», возможно, не интересен и даже банален. У нас в городе есть курсы довузовой подготовки от «Вышки», которыми руководит Татьяна Чшиева. Туда я и пришел после 9-го класса. Мне понравилось, и мой проект «поступить в Вышку» начался с этого момента. Тогда я понял, что нужно совершенствовать свои знания и работать над собой в целом. Было много олимпиад, были и неудачные моменты. Но все вместе: олимпиады, ЕГЭ, и какие-то заслуги гарантировали место «на бюджете». В поступлении все может сыграть свою роль. Помню, я не добирал баллов только по итогам ЕГЭ, но наличие золотой медали и побед на олимпиадах дали о себе знать. Они добавили еще немного, и я оказался тут.

Могу сказать, что все мои ожидания оправдались и подтвердились. Единственное, периодически у меня возникает вопрос, а тяну ли я вообще. Во время сессии эти мысли усугубляются паникой и ненужными эмоциями. Перед очередным экзаменом, который нужно писать в 9 утра, сидишь в 6 утра того же дня, пытаясь что-то доучить, и думаешь: «Все, нужно переводиться, я не справлюсь». Утром приходишь на экзамен, сдаешь его успешно, и мысли исчезают как не было. Надо сказать, что такие мысли посещают всех без исключения. Даже человека, который первый в рейтинге. Это нормально, всегда эти сомнения будут, главное, их перешагнуть. А когда ты перешагиваешь их, появляется стимул и желание сделать что-то еще круче.

Здесь очень интересно! Причем интересны совершенно разные предметы. Я, например, никогда не думал, что мне будет интересна философия или социология. Но я сижу на лекциях с открытым ртом. В «Вышке» действительно прекрасные лекторы, которые не пересказывают учебник, а говорят о том, что они действительно знают. Здесь есть просто легендарные преподаватели. Помимо обучения тут все время проходят разнообразные встречи, ярмарки вакансий, лекции крупных компаний и банков. Все приходят, читают, рассказывают, тем самым завлекая к себе потенциальных работников. Это очень круто.

Получить диплом Высшей Школы Экономики – это уже огромная награда, это звание, потому что учиться тут очень сложно. Я могу процитировать слова своего преподавателя по микроэкономике, которая сказала, что, когда человек приходит с дипломом Высшей Школы Экономики, работодатель знает, что этот человек умеет пахать, работать над собой и постигать новое. Сюда же могу добавить цитату другого своего преподавателя, Фридман Аллы Александровны: «Мне все равно, чему вас обучать: ядерной физике, ракетостроению или чему-то еще – мне главное, чтобы для вас это было сложно.» Сам я еще не сталкивался с устройством на работу, но в общежитии, где мы все общаемся друг с другом, ребята часто рассказывают о своих опытах собеседований. Они говорят, что диплом может помочь тебе произвести первое впечатление, но твоя задача – поддержать это впечатление. Я, на самом деле, не думаю, что диплом — это сильное преимущество. Все зависит от самого человека.

Меня привлекает прикладная экономика. Я бы хотел работать аналитиком в какой-нибудь компании. Желательно, конечно, самой лучшей. И чтобы я был самым лучшим аналитиком. До этого у меня была мечта пойти в консалтинг и развиваться в этой сфере, но там жесточайший отбор людей, очень высокие критерии, поднебесный уровень английского, после чего нужно продержаться год на нижайшей позиции, а вылететь оттуда крайне легко. Зато там ты развиваешься всецело, да и платят там много. Но будем смотреть правде в глаза.

К Москве я привык за максимально короткий срок, на мой взгляд. И, в первую очередь, потому что у меня не было времени на ностальгию по Родине. Ты только учишься и думаешь о том, как бы не отчислили после первой сессии. В общежитии достаточно много людей из Осетии, и мы все хорошо общаемся. К тому же, я каждый день разговариваю по телефону с родней, реже с друзьями, и это тоже поддерживает. За год удается съездить домой два раза. В целом, я не чувствую тоску по Осетии.

На самом деле, я очень часто интересуюсь делами республики, просматриваю новости обо всем, что происходит дома. Раньше я думал, что уеду и все, не вернусь обратно. Сейчас я думаю, что все-таки работать надо здесь. Но если бы можно было работать здесь, а жить там, было бы замечательно. Но так не получится, а с теми зарплатами, что сейчас в республике, работать там нереально. Остается надеяться на лучшее, работать здесь и помогать отсюда родителям и сестрам. В Москве для этого есть все шансы. 

 

Алиса Хачирова, 21
Факультет бизнеса и менеджмента
Направление менеджмент
4-й курс

Мне, наверное, повезло, потому что в старших классах я случайно попала во владикавказский центр непрерывного математического образования. Так я оказалась среди ребят, нацеленных на лучшие университеты, которые одним своим появлением в моей жизни замотивировали меня. От них я узнала в том, какого учиться в «Вышке», об уровне образования и хорошей студенческой жизни. И под влиянием этих разговоров я начала настраиваться на поступление в Высшую Школу Экономики. Но потом в 11-м классе у меня случилась история с «Умниками и Умницами». Я поехала, дошла до финала, но не выиграла. Сейчас я рада, что учусь в «Вышке», а не в МГИМО, потому что я поняла, что «Вышка» — это мое. Сначала я, кстати, училась в питерском филиале «Вышки», а потому перевелась в Москву. И карабкаюсь к своей мечте.

Изначально я очень стремилась в Москву, и она мне, в принципе, нравится. Вообще не важно какой город или университет, а важно, какие люди тебя окружают. Очень важны люди вокруг! Так получилось, что, когда я приехала по программе мобильности из Питера сюда, я попала в очень крутую группу, чему была очень рада. Теперь я тут, а в Питере у меня осталась очень близкая подруга, из-за чего я здесь «болею».

Мне нравится атмосфера нашего университета. Тут студент – это коллега, что поначалу удивляет. Удивляет даже обращение преподавателей к тебе на «вы». Еще мне нравится то, что здесь развита так называемая студенческая жизнь. Я так полюбила ощущение того, что я студент, что я вообще не хочу заканчивать университет. Мне также очень нравится то, что в «Вышке» студенты играют большую роль. Мы, например, как члены студсовета решаем достаточно важные вопросы, и к нам прислушиваются. Сейчас я уже год как руководитель организации, в связи с чем мы проводим разнообразные мероприятия, направленные на культурный обмен между студентами. Тут у нас есть палата национальностей (я – ее председатель), и в палате есть много национальных клубов, с участием которых и проходит много всевозможных мероприятий, встреч и фестивалей. Осетинские «точки» на таких фестивалях всегда красочно и выгодно представлены нашими студентами.

Когда я занимаюсь чем-то одним, например, учебой, я чувствую, что мне чего-то недостаёт. Мне кажется, пока я студент, я должна сполна насладиться студенческой жизнью и всеми интересными моментами, которые она предлагает. Я занимаюсь студенческой деятельностью еще и потому, что мне важно видеть, что то, что я делаю, нужно людям. По этой же причине мне нравится заниматься и социальной деятельностью. Например, у нас есть социальный комитет, и я в нем состою. Когда я решаю какие-то реальные социальные проблемы, я чувствую, что занимаюсь тем, что важно. А для меня это действительно важно! Поэтому все компании, куда я подаюсь, это все компании, которые производят еду, напитки, бытовую химию и тд., то есть ясно представленные на рынке товары. Просто мне кажется, если ты, например, работаешь с зубной пастой, то видишь ощутимый наглядный результат работы. А видеть осязаемый результат мне важно во всем, чем я занимаюсь. В этом случае в работе есть смысл. И чем более осязаемы результаты твоей работы, тем больше ты ее любишь.

У меня уже есть небольшой опыт прохождения собеседований, и поэтому я знаю, что диплом – это не гарантия. Очень важны твои личные качества и навыки. Но, в то же время, это некое лицо, которое создает определенные ореол вокруг тебя. При этом я не могу сказать, что это гарантия того, что ты будешь успешно развиваться. Один диплом чего бы то ни было – «Вышки» или МГУ – сам по себе ничего не даст. Ты должен наполнить свой багаж опытом, чтобы тебе было что рассказать.

Сейчас я стараюсь найти стажировку по своей специальности – маркетинг, чтобы увидеть все на деле, и не в теории, а на практике понять, хочу я заниматься этим или нет. Сейчас мне хочется именно так: идти по специальности, работать в отделе бренд маркетинга, подниматься по менеджериальным ступеням вверх и тд. Хотелось бы работать в крупной компании и именно в Москве. Тем более, что сестра учиться в МГИМО, и маме спокойнее, когда мы с Региной находимся в одном городе. Я думаю, нам будет легче, если мы будем вместе. При этом я точно знаю, что несмотря на то, что хочу развиваться в Москве и дальше, я не могу отвернуться от Осетии. Там моя семья и моя Родина. И если бы у меня появилась возможность реализовать там что-то полезное и нужное, я бы приложила свои силы.

 

Тамара Цахилова, 20
Факультет экономических наук
Направление экономика
3-й курс

Я окончила школу «Диалог» в Осетии, что при Пединституте. Она – мое сердце. Я очень люблю нашу школу. Наш класс был полилингвальный, то есть обучение проходило на двух языках – на русском и осетинском одновременно. Со второго класса добавился и английский. Мы учились по своим учебникам, созданным нашими же преподавателями. То есть, с одной стороны, в школе было много нового и даже новаторского, а, с другой стороны, она совсем небольшая, и мы все друг друга знаем. Мы все как одна большая семья.

Я не знаю, насколько сложно было поступить в «Вышку», потому что это не было для меня большим стрессом. Я, как и все, пошла к репетиторам, занималась, готовилась к олимпиадам и участвовала в них. Но вообще то особо не напрягалась. Помню в 11-м классе я довольно много гуляла и общалась с друзьями, то есть нельзя сказать, что я с утра до вечера только и делал что занималась. Мне вообще кажется по поводу ЕГЭ, что им зачастую просто пугают детей. К нему я готовилась мало, а, в основном, готовилась к олимпиадам. Этот базис мне и помог. В итоге я учусь на платном отделении, но с учетом победы в «вышкинской» олимпиаде по английскому, у меня скидка в 70 % на весь период обучения. Фактически я плачу столько же, сколько платят студенты в СОГУ.

Я ни разу не пожалела, что учусь в «Вышке». Я часто провожу параллель между нашей школой и университетом. Университет – это мое все! Я его очень люблю. Мне нравятся люди, которые здесь работают, потому что это личности, которые хотят сделать что-то новое и привнести свежее дыхание в учебный процесс. Мы ничего не «зубрим», у нас нет глупых установок из серии «напиши 50 страниц конспекта и получи зачет». Просто преподаватели горят тем, что они делают, и это зажигает и нас. А еще тут все на равных. К тому же, я учусь в необычной группе. У нас есть группа – исследовательский поток, куда отбирают лучших ребят после 1-го курса. Нас всего 30 человек, и мне в этом коллективе комфортно.

Честно говоря, я не очень хотела поступать на экономический факультет. Я хотела на мат фак, думала также о режиссуре. У меня были разносторонние интересы. Но родители хотели, чтобы я была экономистом. Да и я в какой-то момент испугалась, что у меня ничего не получится, если я стану физиком или режиссером. У меня было мнение, что если я стану физиком, то либо я должна совершать великие открытия и летать к Марсу, либо я не достойна называться ученым. А есть такой стереотип, что, будучи экономистом, ты будешь работать в офисе и получать пристойные деньги, то есть это профессия без риска не устроиться. Сейчас я пришла к тому, что экономика – это не бухгалтерия и не перебирание бумажек. Когда у нас пошли серьезные курсы, я прям загорелась и смотрю на экономику как на науку. Мне очень нравится она в части пересечения с математикой. Но, в этом случае, это не школьная математика с синусами и косинусами, а математика, в которую вдохнули человеческий смысл.

Я собираюсь пойти в науку. В моих планах поступление в магистратуру в Европе, но для этого нужно иметь серьезный научный багаж. Поэтому сейчас я состою в одном научном проекте с главой департамента математики и с одной женщиной-ученым, живущей во Франции. И еще я собираюсь развивать свою курсовую, в которой мы действительно придумываем что-то новое. Я думаю, что после получения степени, мне удастся поработать в университете еще пару лет.

Мне кажется, что у всего должен быть смысл, и я должна оставить что-то после себя. Я помню, как на первом курсе после встречи с деканом, я подошла к нему и спросила: «Чем, по вашему мнению, экономисты могут помочь обществу?» Сегодня я нашла для себя ответ: развивая что-то в науке, я могу помочь обществу. Правда это будут не прикладные исследования, а скорее что-то теоретическое, но при этом связанное с психологией. Я, разумеется, хочу и буду преподавать. И обязательно вернусь в «Вышку» работать. При этом я считаю, что человек должен быть разносторонне развитым. Ты для учеников должен быть, в первую очередь, личностью. Поэтому я хочу заниматься стендапом, писать книги и делать много интересного.

Я с болью смотрю на уровень образования, который дают в Осетии и на состояние экономики. Я понимаю, что чтобы что-то сделать, нужно начинать с самого начала. А я боюсь, что на это уйдут десятилетия. Но, разумеется, зерно нужно посеять уже сегодня. Было бы здорово, например, приезжать в Осетию с лекциями, передавая знания и заряжая ребят огнем, подобным тому, которым меня заряжают здесь. А смысл что-то делать, если без глубоких мотивов и порывов души?

 

 

Константин Ваниев, 20
Факультет экономических наук
Специальность экономика
3-й курс

Мои родители родом из Владикавказа, но родился я в Москве. Учился в частной школе, плюсом которой было изучение испанского языка. Это было важно для моих родителей, потому что мы какое-то время жили в Испании, и когда переехали назад, они хотели, чтобы мои братья сохранили язык. Меня же отдали туда вроде как «прицепом».

В 7-8м классе я нашел дома старый американский учебник по экономике. Он был настолько старым, что в нем Стив Джобс и Билл Гейтс назывались молодыми перспективными предпринимателями, а IT-сферу только придумали. Но при этом, в учебнике давалась, можно сказать, базовая экономика и рассказывало о том, как работают какие-то экономические законы. Мне просто стало интересно.

Меня безусловно привлекал бренд ВУЗа, и мой путь в университет начался раньше, чем, в среднем, у студента «Вышки», потому что после 9-го класса я поступил в лицей «Вышки». Тогда он только открылся, и мы были первым набором. Таким образом, школа была частью «Вышки» и к нам приходили «вышкинские» преподы. При этом, в лицее была возможность взять экономику как предмет, но я этого не сделал, предпочтя ей историю. Однако, я ходил на олимпиады по экономике, и они у меня получались лучше, чем олимпиады по истории. На тот момент я ее даже не учил, она просто как-то сама получалась.

Около 80 % учеников лицея пошли в «Вышку», не встретив никаких проблем при поступлении. Среди них был и я, хорошо сдав ЕГЭ.

Я думаю, бренд ВУЗа имеет значение, потому что в предложениях я часто вижу вакансии с пометкой «только для студентов «Вышки», МГУ и РЭШ» как трех самых передовых университетов в этой сфере. В РЭШ (Российская Экономическая Школа), к слову, мне не хватило 3-х баллов при поступлении, но фактически туда берут только победителей олимпиад, и он считается лучшим ВУЗом Восточной Европы. Но я ни о чем не жалею, мне тут нравится.

Свою дальнейшую жизнь я вижу между Москвой и чем-то более глобальным. Если получился, я бы хотел попробовать поучиться и постажироваться заграницей, а также посмотреть, удобно ли там жить и работать. Потому что я знаю ребят, у которых есть сложности с тем, чтобы переехать, и знаю ребят, которые, наоборот, хорошо освоились заграницей. В общем, хочется понять это для себя и уже решить, оставаться там или нет.

Меня больше всего привлекает работа в крупных компаниях, а точно не на госслужбе или в чем-то академическом. Потому что для последнего нужно прямо гореть какой-то темой, связанной с наукой, а госслужба звучит очень скучно. Это когда тебе 45, вот тогда может быть. Крупные же компании со своими интересными задачами – это да, это круто. У меня есть некоторый опыт работы, я и сейчас работаю. Это не крупные компании, но это релевантный опыт, с которым уже можно приходить куда-то. Я уверен, что уже на 3-м курсе необходимо идти стажироваться параллельно с учебой и работать параллельно с учебой, потому что так будет просто легче плавно перетечь из учебы в режим фултайм работу. Мне видится так, что у потенциального работодателя скорее возникнут вопросы, почему ты этого не делал, когда ты был на 4-м курсе, чем одобрение того, что ты это делал. Да это и интересно само по себе.

 

Камилла Касабиева, 18
Департамент иностранных языков
Факультет иностранных языков и межкультурной коммуникации
Профиль лингвистика
2-й курс

Серьезно готовиться к поступлению я начала с 10-го класса и металась межу тремя ВУЗами: МГУ, МГИМО и «Вышка». Я ходила на все дни открытых дверей, какие только возможны, и к 11-му классу я решила, что хочу поступить на мировую экономику в «Вышке». Мне очень понравился этот факультет после, наверное, трех посещений его во время дней открытых дверей. Я очень люблю языки и любила их всегда. Моя мама работает в туризме, и дома очень часто слышна иностранная речь. Из-за этого, наверное, я полюбила и начала изучать их. Еще школьницей я думала о том, что к моменту окончания университета, хочу знать в идеале два иностранных языка. Но я также понимала, что помимо языков еще нужно какое-то образование. Факультет мировой экономики «Вышки» как раз отвечал этому запросу. Это казалось просто идеальным, и я влюбилась в этот факультет и его умных студентов, с которыми удалось познакомиться. Тогда я стала усердно готовиться к ЕГЭ по математике, но набрала недостаточно баллов для поступления на мировую экономику. И, наверное, как и у всех абитуриентов, у меня был запасной вариант. Это лингвистика.

Я ни разу не пожалела, что так получилось! Спустя два месяца после поступления, я просто каждый день благодарила Бога, что так сложилось, и я оказалась на лингвистике. Мне очень нравится учиться именно на этом факультете. Я изучаю два языка: английский и испанский, а также литературу на английском языке. Я и дня не могу прожить, если не услышу английскую речь. Собственно, каждый день у нас есть пары на английском, к тому же я на нем читаю и смотрю фильмы, просто потому что не могу без него! Испанский я выбрала сама и начала учить его с нуля, потому что очень нравится Испания, и я считаю испанский одним из самых красивых языков мира. Он, к слову, и в разных рейтингах таким считается.

Я могу сказать, что мои ожидания от университета подтвердились, и это даже мягко сказано. Когда я поступала, я совсем не думала о студенческой жизни, которая есть в каждом университете. Я напрочь про нее забыла, потому что на уме было только образование. Но когда я пришла в «Вышку», уже в первый месяц я обнаружила такое большое количество разных студенческих организаций, что можно занять себя сполна. Я даже знаю ребят, которые именно благодаря участию в таких организациях, нашли свое призвание. Сейчас многие из них преуспели в своем деле. В общем, я могу сказать, что внутри «Вышки» кипит жизнь, и я влюблена в свой университет. 

Когда я была младше и наивнее, я мечтала уехать за границу и там работать, но, повзрослев, я поняла, что хочу приносить пользу своей стране. И, наверное, я также поняла, что не смогла бы постоянно жить в какой-то другой стране кроме России. Я бы скорее всего не смогла привыкнуть к другому менталитету. Для меня это очень тяжело. Да я и правда очень люблю Россию, и сейчас уже точно понимаю, что ни за что бы не уехала отсюда. В командировку – с удовольствием, но работать хотела бы только здесь. Мне кажется, русскому народу просто вбили в голову, или они сами себе вбили, что везде лучше, чем в России. Я часто слышу подобное от своих ровесников, и, если честно, мне становится очень обидно, что люди так думают.

Так как у меня достаточно широкая специальность, я могу развиваться во многих областях. Чуть позже я хочу выбрать специальность переводоведение. Не знаю, насколько мне понравится, но думаю попробовать. Также есть специальность межкультурная коммуникация, и это тоже мне очень интересно.

Родители никогда не давили на меня, но очень помогали. Особенно во время подготовки к выпускным экзаменам. Я не знаю, что бы я без них делала. Потому что 11-й класс с его стрессами и вечными репетиторами – это школа выживания. И сейчас я очень сочувствую всем 11-классникам, которые, как и я когда-то, часто не понимают, кем хотят стать, но при этом усердно занимаются и очень переживают. Я помню, сколько сомнений у меня было. Уже готовя документы для поступления, я думала, а вдруг не получится поступить, а вдруг не осилю учебу. Но родители всегда говорили: «Зачем ты так думаешь?» Они помогали верить в свои силы. Но я готовилась. И это единственное, что я могу посоветовать всем 11-классникам. Я не знаю таких людей, которые не «пахали» и поступили туда, куда хотели! Работать – самое главное.

 

 


Алиса Гокоева


 

ВУЗ — мечта