23.11.2016

Стандартный выбор специальностей «юрист» и «экономист», но другой качественный подход к получению знаний определили его профессиональный путь от стажера-консультанта банковских продуктов до руководителя направления по развитию бизнеса с корпоративными клиентами итальянского банка «Интеза» в России. Астемир Калоев поделился с NOAR секретом профессионального успеха.

2016-11-23-photo-00002696

— В 90-е годы было непопулярно учиться в техникумах, но ты, имея не плохие результаты в школе, всё-таки решил начать со среднего профессионального образования…

— Да, я начал с торгово-экономического техникума во Владикавказе, окончил бухгалтерское направление в 1999 году и сразу после окончания поступил в Москве в Российский университет дружбы народов на аграрный факультет. По окончании второго курса поступил на второе высшее — на юридический, а позже в магистратуру на экономический. Таким образом, в 2004 году – окончил бакалавриат аграрного, в 2005 году – защитил диплом юриста, а в 2006 году – экономиста.

— Ты получил две самые популярные специальности тех лет. При такой высокой конкуренции на рынке труда как смог попасть в представительство крупнейшего итальянского банка еврозоны?

— Процесс был достаточно длительный и с нуля. Ещё будучи студентом бакалавриата, начал работать в «Сити банке» стажером по продвижению продуктов для физических лиц. Спустя полгода мне поступило предложение из «Кредит Европа банка» заниматься более интересным спектром банковских продуктов. Отработав там 6 лет с физическими и юридическими лицами принял предложение итальянского банка «Интеза» на новое направление по развитию бизнеса с корпоративными клиентами, которое мне предложили возглавить. 4 дня назад исполнилось ровно 6 лет как я возглавляю этот отдел.

—  Ты прошел через все ступени роста. Поделись секретом успеха?

— Мне кажется, всё банально – хорошо учиться, много работать, быть добрым.

— Для трудоустройства было обязательно знание итальянского языка?

— Нет, достаточно было хорошего английского. Когда поступил в институт, с нуля учил французский, который не пригодился в работе. Английский — мой рабочий язык, на котором веду всю отчетность. Во всех европейских банках работают на английском языке.

— Спрошу тебя как экономиста, под какие проекты Осетия могла бы привлечь инвесторов?

— Тяжелый вопрос, ввиду того, что есть риски для бизнеса, как и во всех других республиках СКФО. Кроме того, играет фактор малонаселенности республики,  имеющей менее 1 миллиона человек в ключевом городе. Международные банки и компании не интересуются такими маленькими территориями. Все сначала хотят проводить экспансию в миллионниках. Так всё и будет, если законодательно на государственном уровне не будет изменена концепция ведения бизнеса, так, как это проходит в Европе. В Италии такого нет. В Сиене, с 50 тысячами населения, можно на каждом углу встретить весь спектр государственных и частных банков. А в той же Осетии только государственные банки, которым положено работать во всех регионах. Если рассматривать опять-таки через призму инвесторов, то проблемы бизнеса складываются из 30% стандартных препятствий, которые возможны везде, а остальные 70% — это малонаселенность республики и территориальный риск.

— Какой бизнес на твой взгляд более перспективен для нашей республики?

— Я думаю, это легкая промышленность, алкоголепроизводящая, сельское хозяйство, туризм тоже интересен, но при отдельной работе с рисками. Туристы-россияне и иностранцы однозначно понимают, что регион, в котором было больше 10 терактов за последние 20 лет, вряд ли можно назвать безопасным. Если бы я сам решил открыть в республике собственный бизнес, то скорее всего это было бы производство одежды среднего ценового сегмента или достаточно прибыльный бизнес — оптовая  реализация продуктов питания.

— Вместе с тобой в банке работала бывший министр экономического развития РСО-Алания Мадина Икаева. Можешь ли ты тоже рассматривать свою работу, например, как площадку для будущего ухода в политическую деятельность?

— Почему бы и нет. Я считаю, что самые хорошие политики — это бывшие бизнесмены и люди, разбирающиеся в экономике и юриспруденции в реальной практике. А не философы-теоретики, не знающие изнутри, как работает банковский сектор или, например, сфера промышленности. Лучший тренер в футболе – это бывший игрок.

— Что, по-твоему, нужно, чтобы снизить дотационность республики?

— Чтобы вывести республику из дотационной в прибыльную, должны пройти годы. Чтобы начать что-то зарабатывать, надо сначала что-то вложить. Конечно, на начальном этапе нужны проекты, которые принесут прибыль в ближайшем будущем и параллельно смотреть на более длительные проекты, которые потребуют бОльших инвестиций, в бОльшем объёме, на более длительный срок. Но которые в своё время потом дадут такой результат, что будет поддерживать республику долгие годы. Моё мнение: надо смешать американскую концепцию экономики с японской. Японцы, когда вкладывают какие-то деньги, это бывают такие проекты, которые их внукам будут приносить дивиденды. А американцы сфокусированы на прибыли через 6-9 месяцев. Мне кажется, смешать две эти философии в североосетинском бизнесе помогло бы и на коротком промежутке времени начать получать какой-то доход в бюджет, и обеспечить в будущем доходы от более крупных проектов. Надо понимать, что проекты, приносящие быстрые деньги, не долговечны. На этапе оценки их должно быть много, сотни или может даже тысячи, до начала реализации. И из них надо выбрать менее затратные и более маржинальные, другими словами более рентабельные. И эти проекты должны быть использованы для решения текущих проблем с дефицитом в бюджете. Также стоит учесть, что для реализации больших серьезных проектов нужен запас прочности, которого к сожалению у нас не достаточно. На данном этапе развития нашей республики я бы отдал на долю долгоиграющих инвестиций не более 10%, но в идеале, думаю лет через 15% хотелось бы видеть, что в нашей республике 40-45% реализуемых проектов являются фундаментальными.

— Есть ли у тебя задача вернуться рано или поздно на малую Родину?

— Как говорят, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Я не думал об этом. Пока что бываю на Родине стабильно раз в полгода, стараюсь быть в курсе того, как меняется республика. Не знаю, как сложится моя жизнь дальше.

— Какая в твоей жизни следующая цель для достижения?

— Создать семью. А если смотреть в целом, то наверно зарабатывать достаточно, чтобы помогать обездоленным.



Карина Габараева


Астемир Калоев. О банковском секторе, экономике и бизнесе