14.02.2017

Jazz и soul вокалистка, актриса, перформер, педагог Фати Бесолти рассказала noar.ru о том, как сойти с неверной дороги, взять штурмом лучший музыкальный вуз страны и верить собственной интуиции.

Ф Бесолти

Детство помню мало. Только какие-то ощущения. Оно точно было шумным, веселым, в тепле под крылом у бабушки, со вкусом парного молока и вот этого всего. Мама как-то принесла книгу – «Корноухая», с грустной рыжей собакой на обложке. Помню, как она нам ее читала в первый раз. Читает – а я реву в три ручья. Там такая история – у собаки топят щенят и она в конце умирает от горя. Я эту книгу каждый день выносила маме с горящими глазами: «Почитай!». И каждый раз один и тот же финал – мы с сестрой ревем изо всех сил. Мазохисты! В конце концов мама эту книгу спрятала от греха подальше. Мы погоревали и смирились, пока однажды не обнаружили ее местоположение. С какими же радостными воплями я встречала в тот вечер маму: «Она нашлась! Почитай!». И опять – все по кругу. В этой истории есть что-то схожее с процессом творчества – мучать себя и окружающих, проникать в чью-то боль или радость, уходить в рассказываемую историю без оглядки и рождать из этого незабываемые, счастливые мгновения. Магия.

Мало кто верит, что по первому образованию я бухгалтер. Хорошо, что я пошла на поводу у внутреннего беспокойства: «Что происходит? Почему меня атакуют эти цифры и формулы?». На втором курсе я поступила параллельно в музыкальное училище имени Гергиева и все встало на свои места. От первого места учебы у меня осталось самое ценное — друзья. Дебет и кредет вполне себе сошлись в балансе.

Фати Бесолти_Новая зв 1 тур

«Гнесинка – это невозможно», — многие отговаривали, пугали разочарованием и неудачей. Но я пошла на поводу у своей интуиции и не прогадала. Забавно вспоминать, как мы впервые пришли в это здание на Поварской – середина учебного года, все с инструментами, нотами, гигантскими сумками бегают туда-обратно, жизнь кипит. А тут мы – сестра, подруга, да я – стоим на проходной, пытаемся поймать хоть одного педагога, чтобы попасть на прослушивание. «Вы с ума сошли? Середина учебного года! Приходите весной!», — все отвечали примерно одно и то же. Но наши настойчивые попытки имели успех – на прослушивание мы все-таки попали. Получили рекомендации, наставления и уверенность, что «сложно, но можно». Следующим летом я была уже студенткой Гнесинки. Спасибо нашему минкульту и лично Фатиме Хабаловой, которая тогда была министром, за всестороннюю поддержку!

Москва — город возможностей. Знакомства, встречи, проекты, удачи, падения, снова – удачи. Безумно интересно! Но Москва — это действительно трудно. Жесткий город в котором надо непрерывно выживать, зарабатывать себе на жизнь, на крышу над головой и важно в этой погоне за возможностью подзаработать не забывать свои истинные цели. Кроме того в этом городе чувствуется огромная конкуренция. Надо быть абсолютно уверенным в себе человеком, безгранично верящим в свои возможности и силы. Ритм жизни в столице зашкаливает. Своего рода музыкальное presto! Москва такая разная, красивая и манящая… Главное — обосноваться внутри третьего транспортного. Окраина – это конечно квинтэссенция тоски. Честно-честно.

Фати Бесолти 2 тур Новая звезда

Участие в проекте «Новая звезда» телеканала Звезда – стало для меня настоящим боевым крещением. Знакомство с закулисьем и кухней большого телевизионного конкурса, репетиции, подготовка к записям, эфиры, сотни людей, которые болеют за тебя, слушают, голосуют… Круто участвовать в таком броуновском движении, рождать из хаоса что-то невероятное по энергетике и содержанию. Я прошла два этапа конкурса, но впечатлений осталось море, познакомилась с замечательным  ребятами со всей России, организаторами проекта — настоящими профи. Я бы прошла через это еще раз. Ощущение недосказанности меня все-таки не покидает. Хочется вновь испытать подобный опыт. Побороться. И дойти до конца.

Давно хотелось попробовать себя в каком-то новом «жанре». И неожиданно такая возможность представилась мне весной прошлого года. Совершенно случайно узнаю об образовательной, исследовательской программе, реализуемой театральным фестивалем «Золотая маска» в рамках проекта «Институт театра» — лаборатория «Голос». Посвящена творческая мастерская естественно вокалу и голосу, но в контексте современного театра. Куратор — Наталья Пшеничникова, крутейшая вокалистка, исполнительница современной музыки, одна из первых практиков и пропагандистов аутентичного пения. В общем, это большое везение – попасть в число счастливчиков, слушателей этой лаборатории. Прошла отбор, собеседование и… вот я уже в команде! Программа была фантастической. Интенсивы с Кристианом Кестнером, немецким композитором, перформером, вокалистом, многолетним участником легендарного ансамбля «Маульверкер», преподавателем Берлинской академии искусств и Актерской школы имени Буша, автора многочисленных сочинений для голоса. Мастер-классы американки Шелли Хирш – импровизатора, перформера и композитора, одной из пионеров современного вокала, виртуоза «расширенных техник», автора сольных спектаклей-рассказов. Проходили мастер-классы и российских композиторов современной музыки – Кирилла Широкова, Дмитрия Курляндского, самой Натальи Пшеничниковой.  Невероятный опыт. Театрализованный концерт по результатам лаборатории состоялся в мае 2016 года на сцене Центра имени Мейерхольда. Результат настолько нас вдохновил, что мы решили не расставаться. Так появился Театр голоса «Ла Гол».

Сказочники

Как в моей жизни случился драматический театр? Опять же – неожиданно и в самое сердце. Однажды на форуме молодых художников Северного Кавказа «Art Кавказ Next», который ежегодно проходит в Осетии, ставили пьесу «Сказ-Очники», в основе которой лежат воспоминания заложницы бесланской школы Агунды Ватаевой. Я получила в постановке совершенно безумную роль Мими, роль-вызов. Параллельно стала музыкальным руководителем спектакля, отвечала за звуковую партитуру. Одолевали сомнения – а справлюсь ли с ролью? Ведь актерского образования у меня нет. Очень интересно было участвовать в создании своего образа, быть соавтором режиссера. Старалась прочувствовать нутро своего персонажа, передать ее сущность – довольно мистическую — пластикой, звуками. У моего персонажа нет слов по пьесе, но она всегда на сцене, в движении, часть атмосферы. И она поет, конечно. А как моему персонажу не петь? Здесь мне очень пригодился опыт участия в лаборатории «Голос» — в одном из моментов спектакля я исполняю отрывок из произведения Кейджа, например. Кроме того, я придумала звуковое сопровождение некоторых сцен. Актерская игра, современная пластика от хореографа Тамары Тебиевой, вокал… «Сказ-Очники» — не просто этап. Это что-то большее. Надеюсь мы не ставим точку в этом проекте. В Москву бы нам, «Сказ-Очникам»!

С театром «Ла Гол» мы регулярно даем концерты. Следите за новостями у меня на странице в Facebook (Fati Besolti) и Instagram (@fati_besolti). Часто участвуем в перфомансах на различных выставках. В конце марте намечается очередной концерт, точная дата будет известна позже. А 4 апреля состоится вокально-пластический перфоманс в рамках проекта-выставки, посвященного московскому дому Марины Цветаевой и 125-летию поэта.

Несколько лет назад я поняла, что во мне накопилось достаточно знаний, чтобы передавать их тем, кому они могут быть полезны. Так я пришла к мысли давать частные уроки вокала. Это прекрасный опыт, он собирает и мобилизует, ты несешь ответственность не только за себя, но и за человека, который в тебя поверил. Мне нравится этот творческий обмен энергиями. Если есть желание поработать и исполнить свои давние мечты – welcome.

Фати Бесолти

Не скучать по Осетии не получается. Но скучать ведь не продуктивно – надо постоянно что-то делать, «привозить» полученный опыт в родную республику, давать концерты. Пока не все получатся, но сделать хочется очень много. Моя любовь к экспериментам распространилась и на осетинскую музыку. В прошлом году мы с ансамблем традиционной еврейской музыки «Yosef Kapelye» исполняли на нескольких камерных концертах две народные песни на осетинском языке, в необычной, но очень удачной аранжировке. Звучание получилось очень современным и аутентичным одновременно. Актуализация народного творчества в самом лучшем смысле этого слова. Планирую записать эти две песни.

«Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека», — слова гениального художника и мультипликатора Хаяо Миядзаки. Их можно назвать отличным девизом для творческого человека. Верить в себя и свои силы, своей интуиции и представлению о прекрасном, черпать вдохновение не только в окружающем тебя мире, но в себе самом. Да, творчество вещь немного эгоцентричная (смеется).

«Москва – своего рода музыкальное presto!»