01.12.2016
img_4302-e1426175636706
Она познакомилась с Парижем будучи «студенткой по обмену» от Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, и с тех пор Франция стала для неё вторым домом. Застать её надолго в одном городе практически невозможно – человек, работающий над международными  культурными проектами привыкает «жить» в самолёте.
 Об Осетии, Франции и объединяющей их культуре автор и организатор Русско-французских гастрономических сезонов Наталья Марзоева рассказала в интервью NOAR.

— Как девушка, окончившая периферийный российский университет, стала директором французского проекта?

— Ну, наверное, книги и желание что-то узнать одинаковы у стремящихся студентов как в периферийном, так и в столичном учебном заведении, это главное. А потом, если честно,  я никогда не задавалась целью уехать из Осетии, но всегда интересовалась тем, что происходит в других странах. Благодаря успешной учебе на ин. язе  и юридическом, международная служба СОГУ под руководством ректора Олега Хацаева, предложила мне продолжить образование во Франции, на юридическом факультете, по программе обмена студентов. После окончания ин-яза в СОГУ, вторую специальность, юридическую,  я уже получала во Франции, в Сорбонне, потом продолжила учебу в Руане и в Париже.

Наверно, такой жизненный путь сложился благодаря врожденному любопытству и любознательности. Надо просто хорошо учиться, тогда все двери открываются.

— Вы помните свой первый день во Франции?

— Я была настолько наивная и совсем ещё юная, что помню только свою растерянность.

— Кто и что Вам помогало в первых профессиональных шагах?

— Когда получила второй французский диплом, устроилась на стажировку  в ЮНЕСКО, в департамент по правам человека. Потом работала в Сенате. Сказать, что мне кто-то помогал, к сожалению, не могу. Наверно помогала фортуна и вера в то, что ты делаешь.

— Наиболее известной осетинкой во Франции на протяжении долгих лет являлась Фатима Салказанова. Удалось ли Вам с ней поработать?

— Поработать вместе не удалось, но мы с ней общались. Очень интересный человек, которая могла рассказывать огромное количество интересных историй из своей жизни. К сожалению, не могу сказать, что знала её много и хорошо, но каждое с ней общение было запоминающимся.

55019932d5e19

— Развивает ли осетинскую культуру наша диаспора во Франции?

— Осетинская диаспора не многочисленна, и я с ними очень редко вижусь. У меня не хватает на это времени. Танцев, как в российских крупных городах, там нет. Устраивается раз в год Джеоргуыба, но последние несколько лет мне не удаётся попасть на праздник, потому что бываю в разъездах. Я знаю, что ведётся работа языковая, этим всегда много занималась  Лора Джанаева. Прежде собирались компанией студентов и больше  общались, а сейчас все заняты своей работой.

— В 2009 году Вы организовали первый фестиваль «МонПарнас» во Владикавказе…

— Меня всегда тянуло в сторону искусства… В 2009 году я общалась с посольством Франции на предмет совместной организации культурных мероприятий в России. Мне рассказали о возможности проведения кинофестиваля, который проходил только в Москве и Петербурге. Я предложила, чтобы дополнительным городом стал Владикавказ. И тут же у меня возникла идея помимо кино включить в фестиваль «фотографию». Познакомилась с директором Музея фотографии в Шалоне на юге Франции. Он порекомендовал мне двух фотографов, которые в результате приехали во Владикавказ со своей выставкой. В этот же год мы привезли в Осетию новые фильмы на французском языке, переводом которых занимались студенты факультета иностранных языков СОГУ. Фестиваль произвел  во Владикавказе настоящий фурор.

Благодаря сенатору Александру Тотоонову мы тогда смогли привезти Эмира Кустурицу, организовали его концерт во Владикавказе и поездку в Южную Осетию.

Вся молодежь Осетии тогда откликнулась на культурный фестиваль. Я уверена, что многих участников тех событий фестиваль стимулировал к чему-то новому.

bzarov
Наталья Марзоева, Эмир Кустурица, Александр Тотоонов, Руслан Бзаров

— Эмир Кустурица делился с Вами своими впечатлениями?

— Да, он сказал, что Владикавказ очень симпатичный город, чего он даже не ожидал.  Очень понравился проспект. Был поражён историей с Бесланом. И помню его впечатления от увиденного в Южной Осетии — он был очень удивлён, как можно было за 3 дня всё так разрушить.

— Не было желания сделать фестиваль ежегодным?

— Было. Это желание есть и сейчас. Но есть два аспекта – финансовый, нужен бюджет на проведение таких мероприятий, и личностный, меня физически не хватает на все страны. Если бы, конечно, была хотя бы какая-то стабильная финансовая поддержка, то этот фестиваль обязательно был бы полезен для нашей молодежи в Осетии – и кино, и фотография, и концертная программа, и образовательная часть со студентами, с ретроспективой показов фильмов мировых  режиссеров, мастер-классами с фотографами и поварами. Это всё было бы большим образовательным аспектом. Чтобы общество становилось ярким, интересным и блестящим, нужно постоянно учиться, развивать образование и культуру.

У нас есть замечательный музыкальный фестиваль Ларисы Гергиевой, а в современном искусстве отставание. Кино, фотография, живопись, театральное искусство, танец, спорт, мода – всё это могло и должно было бы входить в фестиваль современного искусства. Через 5-10 лет это может дать огромные плоды на всероссийском уровне. И развивать надо на таком уровне, чтобы у специалистов возникало желание приезжать к нам в республику. Очень хороший пример, когда в Осетию приезжала Анжелика Холина, хореограф Вахтанговского и Большого театров, и ставила «Кармен». На привлечение таких специалистов надо делать ставку.

Образование и культура – то, что всегда отличало осетин на Северном Кавказе. Тот же национальный аспект – Нартский эпос, осетинский язык, традиции, откуда идут корни празднования Джеоргуыба, суть наших легенд — хотя бы на базовом уровне всё это должны знать все поколения. Ну и конечно же общий  кругозор, знание современных мировых тенденций. Нам надо работать над тем, чтобы снова называться — Культурной столицей Северного Кавказа, как это было в конце 19 века.

Михаил Шемякин и Наталья Марзоева
Михаил Шемякин и Наталья Марзоева

— С 2003 по 2009 годы Вы были директором по экспорту  компании Fauchon в России. Расскажите об этом опыте. 

— Это была первая гастрономическая компания такого уровня, которая открывалась в России. Привозили продукты, которые тогда были совершенно не известны российской публике, и в какой-то степени занимались образованием публики в гастрономической сфере. Это сейчас все знают огромное количество сыров и масел, знают, что такое фуагра и так далее. В тот период для нас это было очень трудно, но и интересно. Моя работа с Фошоном  стала базой моего французского гастрономического образования для последующего фестиваля в 2010 году.

Гастрономия не может родиться ни на чём. Она рождается на вкусе, который ты должен развивать с детства. В этом смысле, тот факт, что мы выросли на юге России, и у нас есть понимание натурального вкуса огурца, помидора, свежей зелени, это всё развивает рецепторы и бессознательно ты становишься готовым к восприятию правильной еды. Впоследствии мне это помогало понимать, что по-настоящему хорошо и вкусно, а что — нет.

— Бывала ли осетинская кухня участницей Ваших сезонов и знают ли французы что такое «осетинские пироги»?

— Мои друзья французы знают, что такое осетинские пироги, и всегда ждут когда я очередной раз их угощу. Осетинские пироги ещё не были участниками моих сезонов. Наверно, есть смысл это сделать, надо просто подумать над форматом. Может быть, начинать не во Франции, а в Москве и Петербурге, тем более, что здесь публика уже подготовлена. А то, что в России возникают интерпретации с начинками, это лишний раз говорит о популярности наших пирогов. Хотя, я сторонник  классики))

Многие мои друзья говорят «давай сделаем во время сезонов осетинские  пироги». Я один раз соберусь и всё-таки сделаю это! (улыбается)

— Взаимодействуете ли вы с вузами и ссузами Северной Осетии?

— Пока была министром образования Зита Салбиева, я с ней общалась на эту тему.  Мы задумали интересные  программы… Тогда  же она мне рекомендовала руководителя Владикавказского торгово-экономического техникума Валерия Абиева для совместной работы – мы думали об учебных программах  с участием французских шеф-поваров и российских. Но Зита ушла с должности министра и наши планы так и остались нереализованными. Хотя, техникум мог бы стать той же площадкой для проведения части мероприятий гастрономического фестиваля.

ve_20150617_159
Наталья Марзоева и Борис Крюк

— Из каждого гастрономического сезона Вы делаете целое культурное событие, с привлечением даже артистов Большого театра. Как принимают сезоны французы?

— Последний фестиваль проходил в Париже, на гала-вечере было 250 приглашенных гостей, включая экс-президента страны Жискар д’Эстен, главы французского Парламента, представителей МИДа  Франции . Это всё говорит об интересе к российской культуре и гастрономии, как её неотъемлемой части.

— Санкции 2014 года повлияли на интерес к российским гастрономическим сезонам?

— На интерес не повлияли, но повлияли на экономическую составляющую, на бюджет мероприятия. Его стало сложнее проводить, но, наверно, везде в мире сейчас заметен экономический спад, это общая тенденция.

— Расскажите о своих творческих планах.

— Очень хочу возродить «МонПарнас», концепция есть, идея есть, нужно только браться и делать. Что касается гастрономического фестиваля, то здесь мы будем стараться расширять границы и выводить его на более широкий международный уровень.


Карина Габараева


Наталья Марзоева. Образование и культура всегда отличали осетин