Одним из ярчайших событий прошлого театрального сезона в Москве стали гастроли труппы Гамбургского балета Джона Ноймайера в Большом театре России — первые за 20 лет. Исполнитель главных партий практически во всех постановках легендарного балета — Эдвин Ревазов.
«Шекспировский Ромео и вагнеровский Парсифаль, солнечный бог Аполлон и белокурый Ангел — разные лики одного лица, разные роли одного артиста. В Большом театре на премьере «Дамы с камелиями» он околдовал своим Арманом Дювалем не только московскую публику, но и свою Маргариту — первую леди Большого Светлану Захарову, станцевавшую в партнерстве с ним лучшую свою партию», — писала о нем тогда российская пресса.
Молодой артист, родившийся и выросший в Севастополе, но имеющий осетинские и эстонские корни, в составе этой труппы выступает уже 13 лет, если не считать еще двух лет обучения в танцевальной школе при Гамбургском балете. Джон Ноймайер приметил статного, талантливого танцора в швейцарской Лозанне, на международном конкурсе учащихся балетных школ. И сразу пригласил учиться в школу при Гамбургском балете.
На вопрос, как он вообще оказался в Швейцарии, Эдвин отвечает: «Два моих старших брата Ян и Алан — а всего нас пятеро сыновей у родителей — уже были на тот момент успешными в Европе танцорами. Ян тогда работал в «Молодом балете Франции», а Алан был солистом в знаменитом парижском «Мулен Руже». И когда я решил принять участие в конкурсе в Лозанне, они поддержали меня: оплатили мне билет до места проведения этого творческого соревнования, выделили деньги на проживание»…
И вот после двух лет учёбы в московской Школе классического танца Геннадия и Ларисы Ледях 18-летним юношей Эдвин попадает в одну из самых известных компаний — Гамбургский балет. В школе, действующей при нем, шефство над ним взял русскоязычный педагог, выпускник Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Радик Зарипов. Это существенно облегчило парню процесс адаптации в новом коллективе, в чужой стране.
Впрочем, как признается сам Эдвин, в Гамбургском балете его становление изначально проходило весьма успешно: уже в первый год обучения в школе при Гамбургском балете Джон Ноймайер дал ему главную роль польского юноши Тадзио в своей новой постановке «Смерть в Венеции». Сначала Эдвин исполнял эту партию в третьем составе, но в скором времени был переведен в первый. И парень станцевал премьерный показ спектакля. А через несколько лет Ноймайер непосредственно «под Ревазова» поставил балет «Парсифаль». В 2007 году Эдвин получил премию Доктора Вильхельма Обердёрффера, вручаемую в Гамбурге самым талантливым артистам классической сцены.
Теперь Ревазов получает роли почти в каждой постановке Гамбургского балета.
— Самый мой любимый спектакль из тех, что поставил Джон, наверное, все-таки «Дама с камелиями» — признается в личной беседе знаменитый немецкий танцор с осетинской фамилией. — Счастлив, что в прошлом году в дуэте с великой Светланой Захаровой выступил с этим спектаклем на сцене легендарного Большого театра в Москве. А ещё очень красивые у Ноймайера «Смерть в Венеции» и «Лебединое озеро». Кстати, я ездил на настоящее Лебединое озеро, которое на самом деле существует в Германии, был в самом красивом замке мира — Нойшванштайне, выстроенном королём Людвигом II. Правда, не с него Ноймайер делал декорации в своём спектакле. Ведь зал, показанный у нас в балете, — это точная копия зала из недостроенного Людвигом другого замка, который находится как раз поблизости от Нойшванштайна.
Семейные узы
Среди коллег по балетной труппе Эдвин Ревазов нашёл свою судьбу: несколько лет он женат на прима-балерине Гамбургского балета Анне Лаудере, которая приехала сюда из Латвии. Они вместе в паре играют Онегина и Татьяну в постановке Ноймайера «Татьяна», Пера Гюнта и Сольвейг в балетном спектакле «Пер Гюнт»… В «Ромео и Джульетте» Анна танцевала партию Матери Джульетты Капуллети. «Наверное, я не смог бы связать свою жизнь с девушкой, занимающейся какой-то другой профессией, — признается Эдвин. — Ведь балет — это не работа, а образ жизни…»
Кстати, любопытный факт: в составе труппы Гамбургского балета, помимо этой пары, выступают ещё три супружеских тандема.
Анна и Эдвин, а также ещё четверо его братьев ежегодно съезжаются в родительском доме ребят в Севастополе, где в народном хореографическом ансамбле «Калейдоскоп» все они когда-то разучивали первые свои па. И только один из пятерых братьев Ревазовых — старший Олег — в итоге не стал танцором. У каждого из них — своя история успеха.
Как уже говорилось, свою эпопею покорения Европы старшие братья Эдвина — Ян и Алан — начинали во Франции. Ян также был очень востребованным балероном в Европе, в итоге осел в Германии, где в 2006 году международный журнал «Tanz» признал его лучшим молодым танцором страны. Правда, из-за травмы спины ему перестать выступать на сцене, но полностью из балета он не ушёл: теперь он знаменит как фотограф, специализирующийся на съёмке танцоров. Серия снимков «Bronze Dance» принесла Яну Ревазову звание лауреата премии International Photography Awards. А этим летом он принимал участие в международном проекте «Master of Photography» телеканала Sky Arte, некая «Фабрика звезд» для фотографов, в рамках которой профессионалы из разных стран соревновались в творчестве.
Другой брат — Алан — после окончания Академии русского балета имени Вагановой с Петербурге начинал солистом в известных французских «Moulin Rouge» и «Lido», был художественным руководителем известной мужской труппы для дам «Chippendales». Сейчас вместе с супругой, тоже танцовщицей Юлией создал свою развлекательную программу, с которой они выступают на круизных лайнерах, на которых туристы отправляются в кругосветные путешествия.
Еще один брат — Дан — танцует в составе популярного берлинского театра «Friedrichstadt-Palast“, где он, кстати, тоже встретил свою вторую половинку — бельгийку Кандис Деваель. Вместе они растят маленькую дочь, и когда родители выступают на сцене, за малышкой присматривает ее дядя Ян. А до переезда в Германию Дан так же, как теперь брат Алан, выступал на круизных лайнерах в Америке.
Сам собой напрашивается вопрос: наверное, и родители ребят как-то связаны с творческими профессиями?
— Наши родители сами не имели отношения к искусству, папа по образованию и профессии — юрист, мама была математиком, работала в Центральном конструкторском бюро оборонного значения ведущим инженером-программистом, — отвечает Эдвин. — И они просто поддерживали нас во всех наших начинаниях, а мы уже сами выбирали свою дорогу: увлекались и плаванием, и акробатикой, и фотоделом, занимались математикой в Малой академии наук… Но однажды нас угораздило посмотреть запись, на которой было много номеров из разных классических балетов. Какой-то гала-концерт. Нам он очень понравился, и мы решили учиться балету. Стали просить родителей посодействовать нам в этом. Мне исполнилось 13 лет, когда мы поехали в Москву, старшие братья Ян и Дан были чуть старше. Это было сопряжено со многими трудностями — и в материальном плане, и в том, что маме пришлось ехать с нами, ведь мы, несовершеннолетние, не могли без взрослых жить в таком большом городе. А папа остался один в Севастополе.
Рассказывая о своей семье, Эдвин сообщает, что его отец Юрий Ревазов родился и вырос в многодетной семье в маленьком городке Алагир в Северной Осетии — Алании.
— Его семья жила в очень тяжёлых условиях, — говорит Эдвин. — Мать умерла, когда наш папа учился в первом классе, отец был инвалидом войны. Жили они настолько бедно, что не хватало денег даже на одну пару обуви для каждого из детей. Самый старший из братьев, сам ещё подросток, вручную шил цыганской иглой сандалии для своих младших. После окончания алагирской школы папа поехал в Одессу поступать в высшее учебное заведение. И там в студенческие годы встретил нашу маму, которая приехала в Севастополь из Эстонии. Кстати, уже когда мама была взрослой женщиной, выяснилось, что нашим дедом, её отцом был немецкий солдат… Так что, вероятно, неслучайно, что я и почти все мои братья живём в Германии.
Не балетом единым…
Учитывая, какой напряжённый график тренировок и выступлений у артистов балета, трудно предположить, что у Эдвина Ревазова ещё находятся силы и время на хобби. Но — находятся.
— Около года я занимался в Гамбурге стрельбой из лука, — рассказывает танцор. — Но так получилось, что из-за графика тренировок в студии мне пришлось отказаться от этого увлечения. А пару лет назад я купил в Севастополе «олдтаймер» — автомобиль «Победа» 1953 года. Привожу его в оригинальное состояние. То есть хочу воссоздать машину в том виде, какой она выпускалась в сталинские времена. В общем, я ее дистанционно собирал, изучал механизм, искал запчасти, разные детали. Чтобы все было «родное», 53-го года. И мне это удалось. Горжусь моей «Победой»! Хотелось бы, конечно, чтоб она рядом была, но… Транспортировать непросто. А в Гамбурге у меня есть, конечно, «нормальная» машина.
Вся жизнь — в танце
Пару лет назад Эдвин Ревазов начал «прощупывать» новую нишу в балете — в качестве хореографиста поставил короткий танцевальный номер длиной в 12 минут. «Работа над спектаклем — это не импровизация, — поясняет Эдвин. — Это определенная задача. В своей хореографии я пытался при использовании минимального количества движений создать какой-то особый мир. Использовал музыку Марьяны Садовской и из Дэвида Лэнга адажио. Два музыкальных куска. Птицы… Точнее, мир каких-то определенных существ»…
И задумка успешно была воплощена на сцене. В этой ипостаси Эдвин тоже проявил свой талант, став финалистом на конкурсе хореографов в Ганновере.
Неспроста говорят, талантливый человек талантлив во всем. И это счастье — быть особенно одарённым в том, к чему лежит душа.
Диана Ревазова
фото: Ян Ревазов