30.10.2016
image1
Большинство студентов, приехавших из Осетии в Петербург, называют её просто «наша питерская мама». В этом далёком от Родины городе она согревает каждого теплом домашнего очага, добрым словом и примером сохранения традиций. Она — Фатима Алдатова, художественный руководитель ансамбля «Иристон – Санкт-Петербург».
Подробнее – в повествовании от первого лица.

 

О семье и традициях

Родилась я в городе Ардон, где работали в то время мои родители. Несмотря на то, что в доме было четверо детей, в семье всегда соблюдалась четкая иерархия: старшие занимались воспитанием тех, кто помладше. Свой отпечаток на воспитание накладывало осознание принадлежности к древнему алдарскому роду. Достоинство внутри семьи и в обществе воспитывалось даже в мелочах. Папа часто говорил, обращаясь к маме, «дае хаедзараей хъаер ныхас ма хъуысаед» — нам всегда было понятно, что это обращение отца к нам через маму. Настоящая благородная осетинская – такой в моей памяти осталась семья, в которой я воспитывалась.

image-28-10-16-03-37

О замужестве и гармошке

Так уж распорядилась судьба, что мне пришлось приехать в Петербург, выйдя сюда замуж. Свадьбу, как у нас принято, играли два дня. Первый день — в Осетии, а во второй день меня в осетинском традиционном наряде со всем эскортом и тремя пирогами проводили до аэропорта «Владикавказ». С трапа самолёта в Пулково я сошла в свадебном осетинском платье под руку с къухылхаецаегом. В Петербурге гармонистов среди встречающих осетин не оказалось и гармошку вручили мне в руки, зная, что я умею играть.

Гармошка по сей день неразрывно сопровождает меня в северной столице. До моего приезда в землячестве была Земфира Калманова, вокруг музыкального инструмента которой собирались люди на всех осетинских мероприятиях. Потом Земфира уехала в Осетию и получилось так, что её место заняла я.

 

О Санкт-Петербурге

Первый год вдали от Родины был годом непрекращающихся слёз. Успокаивала только красивейшая культура, прекрасные театры, замечательные люди, окружавшие меня в коммуналке, готовые в любой момент прийти на помощь и советом и делом. Иногда бывало и так, что предлагали «давай я посмотрю за ребенком, а ты немного поспи». Я до сих пор преклоняюсь перед питерцами – это благородный искренний народ, с которым, я считаю, мы – осетины — «одной крови». Если бы они были другими, я бы не смогла тут жить.

О старших

Когда я только переехала в Петербург, здесь проживало очень мало осетин, но я хорошо запомнила старших нашего землячества. Кесаев Солтан был замечательным доктором-нейрохирургом, человеком, впитавшим осетинские корни до самой глубины души. Очень красиво говорил по-осетински и рассказывал такие вещи, которые мы, молодые по тем временам, прежде ни от кого не могли слышать. Это было очень интересно. Сейчас рядом с нашими младшими Валерий Хазбекирович Фриев — мудрый, достойный представитель нашего народа, способный сказать в лицо недостойному «ды ничи дае», а достойному «аез даеуаей саерыстыр даен». Семья Казбека и Азы Хетагуровых – первые, кто меня нашёл в Петербурге, нашли мой адрес общежития, принесли с собой столько тепла и добра… На протяжении долгих лет ценю дружбу с семьей Мисиковых. Среди молодежи я стараюсь сеять такие же качества взаимоподдержки и достойного отношения друг к другу, которые впитала от наших старших.

image-28-10-16-03-37-1

Об ансамбле «Иристон Санкт-Петербург»

Мы создали ансамбль, в первую очередь, чтобы объединить молодежь. Я помню, как мне было плохо с самого начала вдали от малой Родины и понимаю, как 17-летние дети теряются в большом городе. Поэтому я и решила соединить их нашей музыкой, культурой, рассказами о «Нарты кадджытае». Осознав свою культуру, легче перейти к культуре другого народа, влиться гармонично в другой менталитет и мировоззрение.

Время шло и коллектив разрастался – после вокального состава при поддержке Арсена Цакулова появился хореографический коллектив. На протяжении всех 15-ти лет (юбилей, который мы отметили этой весной), он постоянно поддерживает ансамбль. Сегодня, благодаря Сослану Моураову и инструментальному ансамблю «Къона», с которыми у нас сложилась крепкая дружба, «Иристон Санкт-Петербург» второй в России, играющий на древних осетинских музыкальных инструментах. Я пообещала Сослану, что его музыкальные инструменты заиграют в мае 2014 года, но он умер за 2 месяца до того, как я смогла выполнить данное ему слово. Сейчас наш инструментальный ансамбль носит имя Сослана Моураова.

О «Золоте скифов»

В 2009 году решила прикоснуться к теме амазонок и скифов, два года занималась изучением исторического материала. К 2011 году у нас с композитором Муратом Плиевым и этнографами Эльбрусом Кантемировым и Батразом Цогоевым появилась общая композиция проекта. Идея постановки строилась на осетинском триквестре – три в одном, символ вечности, обозначивший бесконечность жизни. Как в Осетии говорят, «дае бындур макуы наззилаед» — мне хотелось этот «нижний камень», фундамент, отобразить в этой сценической зарисовке.

Моя идея была в воссоединении амазонок и скифов. Первая часть трилогии – отражение жизни клана амазонок, их воинственность, труд, воспитание девочек. Вторая часть трилогии – клан скифов, в котором также была отражена вся атрибутика, манера ведения боя и воспитания подрастающих мужчин. Третья часть – воссоединение скифов и амазонок после троянской войны. Но как это отобразить, было совершенно неясно. Сюжет разворачивался до поединка между царицей амазонок и царём скифов. Царица была повержена, выронив оружие, но царь предлагает ей меч рукоятью вперёд, демонстрируя уважение перед гордой царицей. Не зная как завершить постановку, однажды я увидела финальную сцену во сне – она и нашла отражение на сцене.

Я благодарна Всевышнему, что нам удалось представить в Петербурге постановку «Золото скифов», которую я обещаю привезти в Осетию.

О мечте

Самая моя большая мечта, чтобы наша молодежь дала благодатную поросль, чтобы отличалась добротой, твёрдостью руки, правильностью поступков, возвращением наших фарн, кад, намыс, аегъдау, аефсармдзинад. И от всей души желаю всем нам достойных старших, чтобы ни одно слово не уходило в никуда.

Когда-то Задалески Нана смогла оживить Осетию и вдохнуть в неё жизнь. И дай Бог, чтобы у нас всегда были достойные женщины, достойные мужчины, которые смогут вести за собой молодежь.

_
_



Записала Карина Габараева


Осетинская мама в Санкт-Петербурге