Пожалуй, любой, кто имеет хоть какое-то отношение к киноиндустрии в России, оканчивал ВГИК. Это Альма-матер Шукшина, Тарковского, Бандарчука, Михалкова, Тодоровского, Рязанова, Чухрая, Сокурова и Кончаловского. Словом, не перечесть знаменитых на весь мир режиссеров, операторов, актеров, сценаристов и киноведов, профессиональный путь которых начинался с фирменной аббревиатуры — ВГИК.
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова — это федеральное государственное образовательное учреждение, основанное 1 сентября 1919 года в Москве. ВГИК находится в ведении Министерства культуры России, а с 15 апреля 2013 года институт был отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Оно и понятно, потому что чуть ли ни каждый второй его выпускник становится национальным достоянием страны.
Каждому студенту, грезящему о ВГИКе, известно, как сложно туда попасть. Однако, с 3-й попытки, но это удалось сделать осетину Валерию Гадзиеву, который рассказал NOAR о поступлении, учебе в институте, взгляде на кино и своих работах.
Валерий Гадзиев, 23
Режиссерский факультет
Кафедра режиссуры неигрового фильма
3-й курс
«С 14 лет я снимал в школе юных журналистов «Эрассик» во Владикавказе. Параллельно мы с другом начали заниматься документальным кино: спустя три года после грузино-осетинского конфликта снимали в Южной Осетии. Это была картина о детях — беженцах и том, что с ними стало спустя 3 года. С этим фильмом мы ездили по фестивалям. Он, в том числе, и взял Гран-при Евразийского фестиваля.
Во время посещения фестивалей, мы встречались со многими киношниками, в рамках их мастер-классов. Все говорили «ВГИК-ВГИК-ВГИК». Для меня же ВГИК был чем-то совершенно недостижимым. Мой пусть сюда оказался действительно непростым — я поступил только с 3-й попытки.
Для того, чтобы оказаться здесь, нужно сдать обязательный вступительный экзамен. Когда я поступал в первый год, заочный тур заключался в том, чтобы представить 30 фотографий, половина из которых должна быть снята на пленку. Если ты его проходишь, тебя приглашали на очный тур: 4-х часовая съемка в павильоне. Ты должен снять гипс, портрет и натюрморт. А потом на «натуре» отснять 5 фотографий, несущих смысл, и это все, естественно, на пленку. Конечно, я вообще не понимал, как работать с пленкой. Но, так получилось, что мне удалось познакомиться с Мироном Темиряевым. Он был первым осетином, закончившим операторский факультет ВГИКа. Я помню, пришел к Мирону и показал фотографии, с которыми я собирался поступать, а он полистал и сказал: «Не, брат, ты не поступить». С этого и началось наше далгое общение, за которое я благодарен судьбе.
Когда я в первый год не прошел вступительный тур, то вернулся в Осетию и поступил в СОГУ на филологический. На филфаке я проучился полгода. Все это время я готовился с Мироном, зная, что буду пробовать поступить второй раз. Мне так же очень помогал с подготовкой Вячеслав Гулуев, глава нашего Союза Кинематографистов и тоже вгиковец. В итоге, я узнал, что во ВГИКе есть подкурсы, но узнал слишком поздно. Однако, меня согласились взять с середины курса. Тогда я просто бросил филфак и уехал. Но, к сожалению, в тот год я тоже не поступил, после чего вернулся в Осетии и пошел на исторический факультет в тот же СОГУ. Полгода проучился на истфаке, а потом появилась «Осетия ТВ», меня пригласили туда работать, и я бросил истфак. Честно говоря, я даже рад, что не поступил во второй год, потому что на «Осетии ТВ» я познакомился и поработал с фантастическими ребятами.
С третей попытки я все-таки поступил во ВГИК. К тому моменту, я уже охладел к операторскому и подался сразу на два факультета: операторский и режиссуру неигрового кино, которая уже тогда меня очень привлекала. Это был ад, потому что у меня пересеклись вступительный тур на операторском, где я должен был снимать, со вступительным собеседованием на режиссуре. При этом, ни там, ни там не знали, что я пробуюсь еще на один факультет. Во ВГИКе этого не любят. В общем, это был совершенно сумасшедший день, и я с трудом изловчился, чтобы быть в двух местах одновременно. В итоге, я поступил на режиссерский, но позже выяснилось, что у меня также есть целевое место на операторский факультет, о котором я не знал до последнего. Просто еще осенью я написал письмо на имя Сергея Керменовича Такоева, в результате чего оказался первым в списке поступивших с целевым направлением. В итоге, не без колебаний, но я выбрал режиссуру.
Таким образом, я три раза поступал во ВГИК, но я знаю людей, которые поступали сюда 7 раз. В прошлом году, к примеру, поступил человек, который поступал 8 раз в течение 13-и лет. Мне кажется, это неплохо, потому что на режиссуру нужно идти уже с каким-то багажом, когда из тебя выйдет вся «молодая дурь». Хотя когда-то Ром взял Соловьева, когда тому было 16 лет. Но это, скорее, исключение, подтверждающее правило.
У нас на факультете все не ограничивается сугубо документальным кино. До конца второго курса тебя вообще не подпускают к съемкам, мы много занимаемся фотографией, изучаем композицию, перспективу и тд. Полтора года мы проходим актерское мастерство, работаем с актерами на площадке, у нас так же бывает полугодовой съемочный период, в ходе которого мы снимаем отрывки по произведениям.
Сейчас моя цель — понять документальное кино, но, в перспективе, я хочу заниматься и игровым. Я уверен, что один человек может хорошо снимать и то, и это. Примером тому является Калатозов. Я обожаю документальное кино, но не очень вижу свой дальнейший путь как документалиста. Либо нужно идти на телевидение и, грубо говоря, становиться на поток, либо жить от фильма к фильму, вытаскивая деньги из минкульта. Но сейчас рано об этом думать, сейчас меня просто манит все, где я могу чему-то научиться. Моя главная задача сегодня — узнавать как можно больше.
У меня есть одна идея, которую я давно вынашиваю и которая началась с того же Мирона Темиряева. Я очень хотел снять про него фильм — портрет, потому что о нем — человеке, дипломной работой которого был фильм «Человек — амфибия» — совсем не знала молодежь. Потом Мирон заболел, и его не стало, а я задумался о том, как много у нас выдающихся людей, которые доживают в полном забвении. Мне хотелось бы сделать серию фильмов о таких людях, чтобы не вспоминать об их достижениях и значимости только после смерти, как это было с Мироном.
Я познакомился с героиней фильма «Чижик» еще в 2010 году. Она меня зацепила, но я потерял с ней связь. Потом я ее разыскал, и мы с другом сделали о ней фильм: интервью, которое мы перебили хроникой. Это была, можно сказать, детская работа, но фильм победил на фестивале «Дебют» у нас во Владикавказе. Затем я его изменил, доработал и совсем недавно впервые показал в законченном виде».
Алиса Гокоева