09.12.2016

Центровой одной из самых титулованных баскетбольных команд страны саратовского «Автодор» Алан Макиев родился в Ардоне в 1991 году и с самого детства увлекался баскетболом, который стал для него профессией, призванием и жизненным выбором.

img_20160929_200629— Баскетбол для Осетии не характЕрный вид спорта. Расскажи, как и когда ты решил посвятить себя именно этому виду.

— Как-то раз в ардонской школе мы решили всем классом пойти на секцию баскетбола.  Потом всем классом решили на борьбу походить — в Осетии же без этого никак (смеется). Со временем понял, что баскетбол ближе мне и решил остановиться на нём.

— Он был ближе тебе по спортивному духу или по физическим параметрам?

— Рост тоже сказался. В восьмом классе я уже был 189 сантиметров. С таким ростом в борьбе было бы тяжело. Да и тренер настоял, чтобы я уделил больше внимания баскетболу.

— Кто тот тренер, который определил тебя в профессиональный спорт?

Николай Фёдорович Корниенко, тренер ДЮСШ, превратил для меня баскетбол из увлечения в профессиональный спорт и жизненный ориентир. Удалось поработать и с Владимиром Тедеевым, первым мастером спорта Северной Осетии в этом виде спорта. Он руководил владикавказским клубом «Алан-Баскет», с которым я выезжал на соревнования.

— Многие, кто тебя знают, называют тебя лучшим осетинским баскетболистом современности. Как складывалась твоя карьера баскетболиста?

— Когда начали проводить соревнования в нашей возрастной категории, я выезжал в составе нашей команды на зональный этап федеральных соревнований. На одном из таких турниров в Волгограде на меня обратили внимание и пригласили в саратовскую команду и в московское «Динамо» на тренировочные сборы. Тогда с Николаем Фёдоровичем решили поехать в Саратов. Так в 15 лет я впервые уехал из Осетии на полуторамесячные тренировки. Вспоминая то время, понимаю как много было у меня огрехов в технике. Да и ростом я был сантиметров на 10 ниже, чем большинство других спортсменов.

Потом было Волгоградское училище олимпийского резерва, где меня два года тренировала Лидия Петровна Щепоткина, заслуженный мастер спорта. Потом игры в волжской команде, черкесской команде, кубанской команде… Много ездил по разным городам России.

— А в баскетболе, как и в футболе, перекупают спортсменов?

— Да, трансфертная политика в баскетболе тоже практикуется. Если в игроке заинтересованы, то команде, в которой имеется действующий контракт, выплачивается компенсация. Но если контракт истекает, и ты сам хочешь уйти, то, конечно, самостоятельно выбираешь из тех предложений, которые поступают от других клубов.

— Тебя «перекупали»?

— Да, «Локомотив» Кубань переманивал из «Эльбруса» Черкесск.

img-20161208-wa0003

— Сегодня ты играешь под знамёнами саратовского «Автодора», одного из самых титулованных баскетбольных клубов страны. Как судьба вернула тебя в первый «выездной» город?

— Ещё будучи в черкесском «Эльбрусе» мы выезжали в Саратов на игры. На одной из игр ко мне подошел президент саратовского клуба Владимир Родионов. Он обратил внимание, что когда я приезжал к ним в первый раз, то был ростом 201 см, а когда второй раз на турнир — уже 210 см. Плюс окреп физически, набрал массу и улучшил технику. Тогда он и предложил по окончании сезона приехать к ним, заключить контракт. Но я выбрал молодежный состав кубанского «Локомотива». Спустя 5 лет, я всё-таки решил вернуться в Саратов.

— Какого профессионального уровня ты хотел бы достичь?

— Хочется развиваться, с каждой тренировкой становиться лучше. Да, конечно, есть мечта попасть в сильнейшую американскую лигу NВА, в лучший европейский турнир «Евролига».

— Есть ли у тебя кумиры, с которыми ты хотел бы сыграть на одной площадке?

— Если брать заокеанскую лигу NВА, то кумиры, это люди, которые играли в 80-90х годах на моей позиции. Был такой центровой Хаким Оладжьювон – очень мне нравится его стиль игры, как он играл, как он двигался, эта старая школа баскетбола. Из наших современников лучший центровой Дуайт Ховард, который имеет очень хорошие физические данные. Всегда слежу за NВА — то, как они двигаются, это фантастика.

— Для меня фантастика то, что у осетина рост 210 сантиметров…

— (смеётся) В Осетии это для всех фантастика, когда я появляюсь в городе. Гулял как-то со своими друзьями по владикавказскому проспекту, а они решили понаблюдать за реакцией окружающих. Когда, говорят, ты рядом проходишь, у людей от удивления глаза расширяются и они рот открывают.

В Саратове-то я не самый высокий. У нас в команде есть и с ростом 214-215 см. Баскетбол способствует тому, чтобы человек вытягивался, но среди баскетболистов я всё равно чувствую себя человеком маленького роста.

img-20161208-wa0007

— Родители со спокойной душой отпустили тебя в другой город?

— По дому, родителям и сестрам, конечно, очень скучаю. Семья одобрила мой выбор, поддерживали в профессиональных успехах, видя, что я занимаюсь любимым делом.

— У тебя уже есть сын. Ты бы хотел, чтобы он пошёл по твоим стопам?

— Да, я бы хотел этого. Но он будет сам видеть, чем занимается его отец, и сам должен будет сделать свой выбор. Я не буду настаивать.

— Несмотря на наличии Федерации баскетбола в Северной Осетии, у нас нет состава, который мог бы представлять республику на федеральном уровне. Что нужно для того, чтобы баскетбол в республике вышел на качественно новый уровень?

— Баскетбольным городом Осетии является Ардон. Этот маленький город дал отличного баскетболиста Квахаджелизе команде в Тобольске. Другой парень играет в Волгограде, ещё один есть в молодежной команде ЦСКА. Ещё два парня приезжали в Саратов. Три девушки тоже нашли себя в разных командах страны, одна из которых в сборной России.

Если же говорить о массовости, то здесь нужна государственная поддержка. Чтобы дети интересовались спортом, их надо куда-то возить, а это всё деньги. Сейчас я знаю, что всё это делается очень сложными усилиями. Хотя для нас каждый выезд был настоящим праздником. Именно развитие и конкуренция с командами из других регионов в своё время увлекла меня в профессиональный спорт. Если бы мы не видели что есть тот уровень, к которому надо стремиться, то не было бы и развития.

— В республике есть уже устойчиво сложившиеся словосочетания «осетинская школа футбола», «осетинская школа борьбы», и совсем недавно Мурат Гассиев дал нам право говорить «осетинская школа бокса». Как ты думаешь, возможно ли когда-нибудь полноправное словосочетание «осетинская школа баскетбола»?

— Я думаю, это вполне реально, если появится увлеченный профессионал, заинтересованный в этом, при условии, если ему будет оказываться поддержка руководства республики, то будут и качественные тренеры и талантливые дети. Когда-нибудь я бы хотел попробовать себя в тренерской деятельности.

————

Карина Габараева

Алан Макиев. Ардонская школа баскетбола