15.12.2016
%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2-4

О нём говорят «человек, влюблённый в маркетинг». Алан Абаев — осетин, возглавляющий кафедру рекламы и маркетинга Российского государственного гуманитарного университета, компанию «А-маркетинг» и цех образования Гильдии маркетологов России – он просто обязан знать всё о маркетинге и, конечно, рассказать немного для NOAR.

 

 — После окончания экономического факультета СОГУ Вы уехали работать и учиться в Москву. Как так сложилось, что Москва стала Вашим выбором будущего?

— Я всегда хотел поступить в МГУ, даже заканчивая школу готовился по заданиям МГУ, но тогда не сложилось. Судьба распорядилась по-своему. Учась ещё на 4-м курсе СОГУ я попал на конференцию в Москву, где, после выступления, мне предложили попробоваться в вуз моей мечты. После окончания СОГУ я воспользовался этим случаем и приехал поступать. По окончании аспирантуры в МГУ сразу пошел работать в Правительство Москвы.

— В конце 90-х Вы вернулись в Осетию, возглавили Маркетинговый центр Правительства РСО-Алания. Расскажите об этом центре и какие задачи он выполнял?

— Это была очень интересная история. В то время в России возник большой интерес к маркетингу, и Правительство Москвы решило создать структуру, которая бы занималась, в том числе, маркетинговой деятельностью. Я отработал там ровно 3 года, и в 1998 году Правительством Северной Осетии было объявлено, что они хотят развивать экономику республики и заниматься маркетингом, так как это актуально и современно. Меня пригласили помочь.

Задача была поставлена такая: чтобы предприятия Северной Осетии находили возможность продвижения своей продукции на другие рынки. Кроме того, мы должны были показывать предприятиям Северной Осетии те направления, которые были бы актуальными и востребованными.

— А результаты работы Центра?

— О конкретных результатах ничего сказать не могу, потому что проработал в этом Центре всего 3 месяца – сначала очень долго шёл процесс создания, а потом произошли организационные изменения, которые меня не устроили. Я создал его, рассказал, чем он должен заниматься, объяснил, что такое маркетинг и как его нужно использовать для развития бизнеса, но некоторые управленческие решения шли в разрез с моим видением.

Так получилось, что после Правительства Северной Осетии меня пригласили преподавать в СОГУ и, одновременно с этим, президент Торгово-Промышленной палаты республики решил создать маркетинговый центр при Палате, который будет помогать бизнесменам в продвижении их продукции и проведении маркетинговых исследований. И вот на этой площадке были достигнуты конкретные результаты конкретных бизнесменов. Должен сказать, что большинство тех предпринимателей до сих обращаются ко мне за профессиональными советами. Ещё одним существенным итогом той работы стало то, что мы вышли за рамки Северной Осетии, к нам стали обращаться предприниматели из других регионов, в том числе из Москвы и зарубежья.

%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2-3

— Возможен ли вообще маркетинг органов государственной власти?

— Однозначно возможен. У государственных организаций очень много потребителей их услуг. Поэтому им важно знать предпочтения потребителей, стремиться к тому, чтобы сделать более комфортным оказание госуслуг, от этого зависит оценка населением действий государства.

У нас в РГГУ есть магистратура, которая занимается маркетингом в государственном муниципальном управлении. Совсем недавно мы выпустили две интересные дипломные работы: маркетинг в ЖЭКе и маркетинг в полиции. Очень серьезные вещи можно делать для государства с точки зрения маркетинга.

— Вы единственный осетин, который состоит в Гильдии маркетологов России. Более того, знаю, что два дня назад вам вручили орден «За заслуги в маркетинге»…

— Да, я возглавляю цех образования Гильдии маркетологов России. Мы с коллегами занимаемся популяризацией маркетинга. Совсем недавно я с огромным удовольствием смотрел, как наш земляк Мурат Гассиев стал чемпионом мира по боксу. Когда объявили его победу, я так кричал от радости дома, что наверно все соседи услышали. Так вот, у нас, конечно, успехи поменьше… Чемпион мира по боксу, это конечно совершенно историческая личность. Но позавчера я получил свой «чемпионский пояс» — мне был вручен знак «За заслуги перед маркетингом России»,  это высшая награда профессионального сообщества. Да, я первый осетин, который получил этот знак. И мне очень приятно, что Осетия в ряду лучших маркетологов теперь тоже представлена.

%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2-1

— Вы окончили экономический факультет СОГУ и экономическое направление аспирантуры в МГУ, но погружены полностью в маркетинг. Как получилось, что экономист стал маркетологом?

— Спасибо за такой вопрос. Я действительно живу маркетингом, готов говорить о нём 24 часа в сутки и отношусь к этому не как к профессии, а как к хобби. Есть такое выражение «для того, чтобы ты перестал ходить на работу, преврати своё хобби в работу». Наверно, так получилось и у меня.

А по поводу того, как экономист стал маркетологом, никакого противоречия в этом нет – я считаю, что маркетологом должен быть человек, который умеет считать. К сожалению, часто в маркетинг приходят люди, которые не умеют считать, не понимая, что маркетинговые действия это, в первую очередь, экономика и анализ.

— Вы возглавляете кафедру рекламы и маркетинга Российского государственного гуманитарного университета, которая последние несколько лет входит в тройку лучших в России. Как удаётся быть в лидерах?

— Мне удалось привлечь к преподаванию реальных рекламистов и маркетологов-практиков. Креативные директора, директора по стратегическому развитию рекламных агентств и интернет-маркетингу. Мы отслеживаем самые актуальные тенденции и немедленно вводим их в образовательный процесс. Буквально в субботу наши ребята выиграли конкурс социальной рекламы. И наша кафедра тоже проводит мероприятия всероссийского масштаба по социальной рекламе. Мы стараемся делать так, чтобы наши ребята получали опыт работы ещё будучи студентами и на выходе были востребованы у работодателей.

— А не хотите издать авторскую книгу?

— Уходящий год ознаменовался тем, что коллектив кафедры выпустил учебник «Международный маркетинг», я редактор этого учебника. С издательства в октябре месяце прислали запрос на выпуск второго тиража, что говорит о востребованности нашего учебника. Есть ещё планы на несколько учебников, но здесь я сделаю паузу, потому что привык сначала сделать, а расскажу тогда, когда задумка будет реализована.

— Школьники, как правило, очень плохо понимают, что такое маркетинг и соответственно не стремятся поступать на это направление. Как бы вы объяснили школьнику «что такое маркетинг»?

— Очень актуальный вопрос, потому что прямо сейчас мы с коллегами из Гильдии маркетологов занимаемся этим направлением по двум причинам. Во-первых, по современной структуре образовательного стандарта маркетинг включен в менеджмент и люди плохо понимают зачем им дают знания маркетинга на менеджменте. Во-вторых, нам приходится работать со студентами отдельно и выявлять профильный интерес у ограниченного круга обучающихся.

А школьникам в двух словах я бы объяснил маркетинг так: это изучать чего хочет потребитель, что хочет рынок и вторая составная часть – как сделать так, чтобы потребитель узнал о продукции или услуге наилучшим образом.

— С вашего позволения, я бы добавила третью составляющую – ни одна современная компания без этого обойтись не может.

— Абсолютно согласен – ни одна компания, которая добилась успеха, не работает без маркетинга. Мне пытаются иногда приводить примеры на тренингах, но когда разбираем деятельность этой компании, то приходим к выводу, что организация всё-таки использовала типичные инструменты маркетинга. Один из таких, кто говорил, что не любит маркетинг, но прибегая к его инструментам стал лидером мирового рынка, это владелец крупнейшей розничной сети в мире «Wal-Mart» Сэм Уолтер. Совершенно конкретным инструментом его работы была исключительно маркетинговая политика ценообразования (не от затрат, а от спроса) и инструмент бенчмаркетинга, изучения продукции конкурентов и внедрение у себя улучшенной версии.

%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2-2

— Параллельно вы возглавляете компанию «А-маркетинг», которая занимается исследованиями на Северном Кавказе. Кто ваши основные заказчики и какова специфика исследований в СКФО?

— В основном наши заказчики — это московские компании, которые четко понимают, зачем нужен маркетинг. Например, совсем недавно крупная торговая компания хотела зайти на рынок Владикавказа, и мы делали для них измерения, которые показали им интенсивность прохождения в нужной им локации.

А специфика социологии и маркетинга на Северном Кавказе — в менталитете, характере взаимодействия людей в нашем регионе, в котором очень многое завязано не на рыночных отношениях, а на «родственно-знакомственных». На Кавказе далеко не у всех есть понимание того, что маркетинг приносит конкретные показатели экономического роста.

— Слышала, что Вы проводите  мастер-классы в регионах. Кому они интереснее, студентам или бизнесменам?

— Часто приглашают коллеги из вузов других городов, в таких случаях, конечно, бывают студенты. Но чаще всего приглашают на тренинги для бизнеса. Буквально на прошлой неделе проводили тренинг для малого бизнеса, на котором присутствовали 120 человек из десятков городов России.

— Вы очень часто приезжаете с тренингами в Осетию, мне удалось посетить один из таких курсов. Большое спасибо за то, что уделяете Осетии особое внимание.

— Это действительно так. Буквально позавчера на мероприятии в Гильдии ко мне подошел коллега из Новосибирска и пенял на то, что меня приглашали, уже составили рабочую программу, и в момент когда покупали билеты, мне позвонили из Осетии. Я перезвонил в Новосибирск и извинился, — когда приглашают из Осетии, то я не могу отказать. Для меня Осетия всегда в приоритете, это моя Родина.

— Расскажите о ваших дальнейших планах.

— Если говорить о вузе, я очень много работаю над тем, чтобы наши студенты были лучшими в маркетинге и рекламе. Что касается меня, как члена Гильдии маркетологов, то мы сейчас очень серьезно занимаемся образовательной частью – готовим профессиональный стандарт по маркетингу. И второе, что мы делаем – хотим показать государственным органам власти, чем маркетинг отличается от менеджмента, чтобы он был отдельным направлением подготовки.

Что касается моей маркетингово-исследовательской деятельности, то для меня очень важно, чтобы предприниматели, особенно в Осетии, больше узнали что есть маркетинг и какую реальную пользу он может принести бизнесу.

— Когда Вы успеваете уделить время семье при таком объёме работы?

— К сожалению, семья от моей работы страдает. В августе вырвались на отдых на море, но я умудрился испортить отдых не только себе, но и всей семье, которые жаловались «ну зачем ты ещё с нами ехал, если целыми днями сидишь на телефоне и интернете?». Но я благодарен своей семье за то, что они поддерживают меня во всем, дают возможность реализовать себя в профессии. Когда у человека надежный тыл, это очень помогает работать и заряжает энергией.


Карина Габараева


Алан Абаев. Человек, влюбленный в маркетинг