22.12.2016
zarifa_a3

Ее талант, естественность, обаяние и целеустремленность открывают перед ней двери престижных концертных площадок, а замечательные французские музыканты с удовольствием приглашают одаренную красавицу в свои проекты и выступления. Среди них  Жак Видаль, Фредерик Сильвестр, Родольф Рафалли, Бирели Лагрен, Даррил Холл, Марк Фоссет… Париж и Голливуд, зал Pleyel, театр Champs Elysées, Mogador…

О закулисной жизни французской осетинки Марии Зарифы Кцоевой — из первых уст.

Микрофон, кольцо и деньги

Мама моя — актриса, окончила Щукинскую академию, потом работала в цыганском театре «Ромэн». Я так и выросла за кулисами этого театра и с малых лет мечтала стать певицей.

В Осетии есть такой обычай: когда исполняется 1 годик, перед ребёнком раскидывают предметы и что он первым возьмёт, то и показывает его род деятельности в будущем. Я взяла микрофон, потом кольцо и деньги – всё самое необходимое.

И если в первом жизненном выборе я состоялась, то со вторым и третьим пока медлю. Я свободолюбивый человек и наверно пока боюсь потерять эту свободу. А что касается денег, жизнь у артистов такая – то пусто, то густо.

Увидеть Париж

Во Францию я совершенно не хотела и всячески этому сопротивлялась. Мне тогда было 14 лет, уезжать из Москвы, в которой родилась и училась, совершенно не хотела. Все друзья, интересы, всё было в этом городе, моей второй Родине, помимо Северной Осетии.

Отца давно нет, он был первым пластиографом СССР — Бимболат Кумалагов. А мама уехала во Францию в 90-х: когда после путча в России было невмоготу, решила попытать счастья в Европе. Сначала приехала по контракту на несколько месяцев и осталась, забрав потом меня к себе.

Жизнь – джаз

К джазу пришла уже в Париже. В семье никто никогда не слушал такую музыку,  в СССР вообще это было запрещено. А приехав в Париж, познакомившись в супругом мамы, известным джазовым скрипачом Флорином Никулеску, вжилась в эту музыку.

Так и складывается моя жизнь, как джаз – экспромтом. Я мало когда что-то планирую. Если появится возможность вернуться в Россию, не исключаю, что вернусь.

О малой Родине

Несколько раз в год приезжаю на концерты в Россию. В этом году получилось неожиданно – приехала в Осетию на праздник осетинского пива, в котором принимала участие в качестве пивовара. Но потом случилось горе, ушла из жизни  моя любимая бабушка. В связи с этим пробыла 3 месяца дома.

Недавно узнала из Фейсбука об открытии нашей филармонии, смотрела отрывки из выступления оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Приятно удивило, что вторым представлением в стенах филармонии стал «Вечер джаза».

Находясь в Осетии, у меня всё время было желание подпитываться джазовой музыкой, зарядиться живым исполнением. Нужен хотя бы один джаз-клуб, который бы объединял профессионалов и любителей этой музыки. Для джазовых музыкантов клуб — это второй дом.

Зарифа

Меня назвали в честь Зарифы Бритаевой, режиссёра-постановщика с нелёгкой судьбой. Когда я родилась, были репрессии, её посадили, а мой отец решил всем в укор назвать меня Зарифой в поддержку ей.

А Марией меня назвали в 4 года, когда меня крестили… Я ребенком сказала «Хочу, чтобы меня назвали как маму Иисуса Христа», так меня и окрестили Марией. После 18 лет, когда получала французское гражданство, согласилась добавить к Зарифе второе имя Мари. Я верю в нумерологию – каждая буква соответствует определенной цифре. Когда я стала «Мари, Зарифа Кцоева», жизнь моя действительно изменилась. Если раньше всё было во Франции депрессивным, первые 3 года было очень тяжело, я не могла влиться. А потом всё стало складываться совершенно иначе.

1343_o

О диаспоре

Диаспора в Париже не такая многочисленная, но мы все очень дружим. Руководитель нашей общины Лора Джанаева часто нас собирает, видимся дружеской компанией. Для детей и взрослых организовано обучение осетинским танцам.

Париж, конечно, меняет свой облик. Франция всегда принимала беженцев, особенно из арабских стран, колоний Франции. Сейчас присутствует нищета, которой раньше не было. На улице много беспризорных, которые спят под картонками – Париж таким не был. Глядя в будущее, состояние очень неопределенное, не уверена, что оно здесь будет светлым.

 

О кумирах и мечте

Изначально влюбилась безумно в Джорджа Бенсона. Люблю мужские голоса в джазе, а у него ещё слияние поп-музыки, джазовой музыки. Ещё моя любимица Элла Фицджеральд.

Моя мечта – выступить в концертном зале «Олимпия». У меня нет стремления стать «звездой», быть везде на афишах. Я хочу, чтобы у меня всегда была возможность заниматься музыкой – это главное.

Вторая грань

Меня привлекает, кроме музыки, кино и театр. Мама снималась с Анатолием Дзиваевым в фильме «И оглянулся путник», папа тоже снимался в кино. В Париже какое-то время ходила на курсы к одному режиссёру-постановщику, открывшему здесь свою театральную школу, где познакомилась с людьми из разных сфер – операторами, режиссёрами… Один из сокурсников должен был снимать экзаменационный короткометражный фильм в связи с окончание школы по классу «оператора». Он пригласил меня на кастинг на роль Натали в его короткометражке. Конкурсной комиссией было принято решение в мою пользу, хотя пробовались 20  человек. И я впервые под «прицелом» кинокамер почувствовала себя, как рыба в воде. Конечно, этому нужно учиться. Но я открыла в себе много артистических способностей, как например, взять и заплакать – я никогда в жизни не могла бы подумать, что я так умею. Пока что это мой единственный опыт, в котором я бы тоже хотела развиваться.

10608412_691511357600800_669084217535002452_o

Джаз по-осетински

Я думала об этой идее, когда мне подарили сборник «Лира» Коста Хетагурова. По поводу написания музыки обращусь к своему отчиму, он в этом плане у нас ас. Обещаю когда-нибудь приехать в Осетию и спеть джаз по-осетински.

Школа джаза

С джазом познакомилась только в 14 лет. Научиться можно, но это зависит от наличия внутреннего ритма человека. Ну и от природы должен быть хороший музыкальный слух и внутренняя музыка. А дальше – труд, чтобы развиваться, выдавать что-то новое.

Хотела бы пожелать детям, чтобы они никогда не опускали руки и стремились всегда к тому, что делает их счастливыми. Если они мечтают этим заниматься, нужно стремиться и даже уезжать хотя бы на время учёбы, чтобы получать радость от каждого дня и каждого своего успеха. А вообще, конечно, было бы хорошо открыть джазовую школу в Осетии – специалистов у нас много, преподаватели есть, но они занимаются не тем к чему склонны. Есть и мастер по джазовой гитаре Володя, и Джанлей Джиоев, профессиональный джазовый контрабасист. Нужно только собрать всех вместе и создать джазовую школу, чтобы дети могли туда ходить и учиться. Тем более, что в Осетии уже есть джазовый фестиваль под руководством Николая Кабоева.


Записала Карина Габараева


Мария Зарифа. Спеть джаз по-осетински