08.11.2016
14980759_10207163902006844_2870876000227419402_n

В московском Государственном Театре Наций в эти дни проходят премьерные показы спектакля режиссёра Марата Гацалова «Дыхание». С премьерой лауреата премии «Золотая маска» поздравил сенатор Александр Тотоонов.

В основе постановки пьеса современного английского драматурга Дункана Макмиллана, дважды номинанта на одну из самых престижных британских театральных наград — премию Лоуренса Оливье.

На несколько часов Малая сцена Театра Наций превращается в уютную квартиру. В центре внимания двое — мужчина и женщина. Оба — сторонники правильного образа жизни: им не все равно, что они едят, сколько воды тратят, когда чистят зубы и как утилизируют отходы. С каждым днём они все больше напоминают семью из рекламного ролика: для идеальной картины не хватает только детей. И этот факт мешает им спокойно жить.

img_0191

Пару мучают сомнения: стоит ли сейчас становиться родителями, если планета находится на грани экологической катастрофы? На свет появится ещё один человек, значит, ресурсы земли закончатся быстрее, сильнее загрязнится атмосфера и увеличатся выбросы углекислого газа.

Вместе с режиссёром над постановкой работали художник Ксения Перетрухина — соавтор Гацалова по нескольким спектаклям. Сочетая в своих театральных работах стратегии исследования пространства и времени, характерные для современного искусства, художник предложила необычное игровое пространство и для «Дыхания». Художник по костюмам Алексей Лобанов, также ранее сотрудничал с режиссером. В спектакле заняты артисты: Людмила Трошина и Роман Шаляпин.

— У пьесы очень интересная структура, — говорит Марат Гацалов. — Мы видим эту пару в настоящем, прошлом и будущем, которое как бы уже наступило – они, так сказать, находятся во временной воронке. Нарратив развивается в геометрической прогрессии: сначала сцены очень длинные, потом они постепенно укорачиваются и укорачиваются, время летит все быстрее и быстрее… Персонажи перманентно находятся в ожидании события, но автор оставляет событийный ряд за скобками. Герои вместе прожили жизнь, но так и не встретились.

Своими впечатлениями поделился Александр Тотоонов:

— Посмотрев новую постановку Гацалова, ещё раз убедился в том, что Марат находится в постоянном поиске и не перестаёт удивлять оригинальными задумками. Даже через не совсем отшлифованную и убедительную игру актёров, чётко и ясно вырисовывается образ значительно превосходящего их режиссера. Но лично для меня эта встреча с Маратом и его работой, кроме давно сложившихся дружеских отношений, была ещё и подготовкой к главному событию в его творческой биографии — скорой премьерой оперы «Саломея» на сцене прославленного Мариинского театра. Само приглашение молодого режиссёра, означавшее высокое доверие маэстро Валерия Гергиева, в случае удачной реализации этого проекта, откроет совершенно новую интересную веху в жизни и работе Марата Гацалова, — подчеркнул сенатор.

 

img_0175

Марат Гацалов, режиссер 

Окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС). Автор множества театральных постановок, часто выступающий в соавторстве с художником Ксенией Перетрухиной: «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» в МХТ (2013), «Не верю» на сцене Московского драматического театра имени Станиславского (2011), «ХЛАМ» в Центре драматургии и режиссуры (2010). А также с художником Лешей Лобановым — «Август, графство Осейдж» (2012, «Золотая маска» за лучшую режиссуру) в Новосибирском театре «Глобус». В 2011-2012 годах создатель и руководитель лаборатории молодой режиссуры «Мастерская на Беговой» при ЦДР. В 2010–2012 — главный режиссер Прокопьевского театра драмы. В 2012-2013 гг. — художественный руководитель Русского театра Эстонии в Таллинне. В 2013-2016 гг. — главный режиссер Новой сцены Александринского театра.

Затаить «Дыхание» перед рывком